Прежде было принято считать, что Прокофьев композитор не для всех?
Ирина Белая: Сергей Сергеевич всегда любил выделяться, не любил массовой культуры, а псевдонародность раздражала его слух. И перед нами не стоит задача каким-то образом привязать его к поп-культуре; то, что "ухо" многих и сейчас еще не готово воспринимать его музыку, - это факт. При этом "отголоски" Прокофьева мы встречаем в массовой культуре сплошь и рядом. Это одно из интереснейших направлений современных исследований. Для рок-музыкантов Прокофьев - образец, огромно и его влияние на джаз, на музыку: Стинг, Muse, David Bowie, Эмерсон, Лэйк и Палмер, Элис Купер... Не так давно в Лондоне состоялась премьера балетной постановки по мотивам "Ромео и Джульетты" Прокофьева, в которой принимала участие Леди Гага. Прокофьев был один из любимых композиторов Майкла Джексона. Или приведу в пример симфоническую сказку Прокофьева "Петя и Волк": на Западе это произведение знакомо каждому ребенку! Не говоря уже о кинематографе. Содружество Прокофьева и Эйзенштейна вдохновило множество подобных "дуэтов"! Голливудские оскароносные композиторы считают абсолютом музыку Прокофьева. Думаю, что ни у одного композитора нет такого количества ремиксов, ремейков и кавер-версий.
И при этом в истории остается факт, что когда Прокофьев дирижировал премьерой балета "Ромео и Джульетта", публика не смогла дослушать спектакль до конца…
Ирина Белая: Мне кажется, важно осознавать, что Прокофьев никогда не придет в массы. Но от этого он не менее интересен: потому что он впитывает контекст сегодняшнего дня. Когда, скажем, мы слушаем Баха или Чайковского, мы как бы переносим себя в другое измерение, а вот музыка Прокофьева удивительно вписывается в реалии современной жизни, в тот бешеный информационный обмен, который происходит сейчас. Вообще, о Прокофьеве говорить банальности невозможно. Как он мог совмещать в себе абсолютно полярные вещи? В его творчестве есть момент божественного, но есть и определенный элемент конструктива, созданного силой воли и разума. Это композитор, которого ты любишь либо не понимаешь совсем. 23 апреля мы откроем выставку, которую назвали "Метод Прокофьева", где представим в новом экспозиционном формате на арт-объектах информацию о композиторе: выдержки из писем, цитаты, киноматериалы, автографы, биографические факты, фонограммы. А к осени уже откроется реконструированный Музей Прокофьева в Камергерском переулке, дом 6. В этом доме он жил в последний, самый сложный период своей жизни, когда ему выпали серьезнейшие психологические и творческие испытания.
Кстати, вы сотрудничаете с Донецким музеем Прокофьева?
Ирина Белая: В селе Красном под Донецком, где родился Прокофьев (прежнее название Сонцовка), - Музей детства композитора. Там сложная ситуация. Они живы и здоровы, недавно вышли на связь. Но музей закрыт для посетителя, у них нет электричества, проблемы с юридическим статусом. Слава богу, экспозицию музея не коснулись боевые действия, но те, кто там работает, - настоящие подвижники. Кстати, 23 апреля, в день рождения Прокофьева мы откроем второй музейный конкурс композиторов "Время Прокофьевых", и председателем жюри на этом конкурсе будет представитель рода Прокофьевых Гэбриэл Прокофьев - внук Сергея Сергеевича - композитор и диджей… Он успешный музыкант, живет в Лондоне, делает экспериментальные проекты.
Каковы источники, дающие толчок к постижению феномена Прокофьева?
Ирина Белая: Сергей Сергеевич совершенно потрясающе писал. Поражает его чувство языка, умение правильно и емко, красочно и объемно излагать мысль. И когда ко мне обращаются с вопросом, что почитать о Прокофьеве, мой ответ - его "Дневники"! Это самый правильный и выверенный источник, когда нет определений и ярлыков, и мы можем дать пищу для собственных размышлений, интеллектуального труда.
Когда Прокофьев решил писать балет "Ромео и Джульетта", он задумал изменить сюжет Шекспира и сделать благополучный финал, где влюбленные не погибают, а остаются живы и счастливы. Как он сам писал: "В конце 1934 года возникли разговоры с Ленинградским театром имени Кирова. Меня интересовал лирический сюжет. Набрели на "Ромео и Джульетту" Шекспира. Весною 1935 года мы с Радловым разработали сценарий, тщательно консультируясь с балетмейстером по техническим вопросам. В ту пору много разговоров возникло вокруг нашей попытки закончить "Ромео и Джульетту" благополучно: в последнем акте Ромео приходил на минуту раньше, заставал Джульетту живою, и все кончалось хорошо. Причины, толкнувшие нас на это варварство, были чисто хореографические: живые люди могут танцевать, умирающие не станцуют лежа…" Однако от затеи этой пришлось отказаться. Но не от новаторской музыки, которую даже Галина Уланова (Джульетта) называла тогда нетанцевальной. Балет этот стал одним из самых популярных в мире.
Когда в 1918 году Прокофьев покинул Россию, его первое американское выступление состоялось в зале Бруклинского музея. Концерт посвящался открытию выставки художника-петербуржца Бориса Анисфельда, когда-то работавшего над спектаклями Мариинского театра. Прокофьев не только исполнял свои фортепианные сочинения, но и поучаствовал в балетной постановке на собственную музыку: балетмейстер Адольф Больм представил публике хореографическое прочтение фортепианного цикла Прокофьева "Мимолетности". Партию фортепиано исполнял автор.
2016 год стал юбилейным не только для Прокофьева, но и для великого мультипликатора, режиссера и сценариста Уолта Диснея. Именно он первым создал мультипликационную экранизацию симфонической сказки Прокофьева "Петя и Волк". Кстати, у "Пети" тоже почтенный юбилей в этом году - ему 24 апреля исполнится 80 лет. Удивительно, но эту сказку Прокофьев сочинил всего за неделю! Написана она была для Детского центрального театра по заказу Наталии Сац. В 1938 году Прокофьев в последний раз гастролировал за рубежом: побывал в Чехословакии, Франции, Англии и Соединенных Штатах. В Лос-Анджелесе он посетил кинофабрики Голливуда, где внимательно изучил технику музыкального оформления фильмов. Там же он собственноручно исполнил Уолту Диснею своего "Петю", подарил режиссеру ноты и сказал: "Эту музыку я сочинил с надеждой, что она когда-нибудь вызовет у вас желание поставить по ней фильм". И ровно 70 лет назад, в 1946 году, киностудия Уолта Диснея выпустила мультфильм про храброго мальчика Петю.
Вероятно, никому в голову не приходило посчитать - сколько улиц Прокофьева существует в мире? Без сомнения, большинство из них в России. Но во Франции есть город, хранящий память о великом композиторе. Это город, видевший многие мировые премьеры музыки Прокофьева, город, где он жил и творил - Париж. Улица Прокофьева упирается в улицу Клода Дебюсси, а в нее саму - улица Моцарта. Неподалеку расположились также улицы Россини, Шопена и Мануэля де Фальи. Замечательное соседство.
Сто лет назад, в 1916 году, Прокофьев завершил свой гениальный вокальный цикл "Пять стихотворений для голоса и фортепиано на слова Анны Ахматовой". Мало кто знает, но композитор задумывал написать также вокальные миниатюры на стихи Марины Цветаевой. Идея возникла после поездки в Медон (пригород Парижа, где ныне покоятся мать и первая жена композитора) в 1931 году. Писатель Марк Слоним оставил воспоминания о той легендарной встрече: "Марина Ивановна была очень рада нашему посещению, накормила нас супом, читала свои стихи и много шутила. Когда Прокофьев в разговоре употребил какую-то поговорку, М. И. тотчас обрушилась на пословицы вообще - как выражение ограниченности и мнимой народной мудрости. И начала сыпать своими собственными переделками: "где прочно, там и рвется", "с миру по нитке, а бедный без рубашки", "береженого и Бог не бережет", "тише воды, ниже травы - одни мертвецы", "ум хорошо, а два плохо", "тише едешь - никуда не приедешь", "лучше с волками жить, чем по-волчьи выть". Прокофьев хохотал без удержу, Лина Ивановна снисходительно, Сергей Яковлевич (Эфрон, муж Цветаевой) одобрительно. В конце вечера Прокофьев заявил, что хочет написать не один, а несколько романсов на стихи М. И., и спросил, что она хотела бы переложить на музыку. Она прочла свою "Молвь".
23 апреля
Москва, Концертный зал Чайковского
11:30 Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Первая и Вторая Симфонии, Концерт №1 для фортепиано с оркестром (солист - Денис Кожухин), Концерт №1 для скрипки с оркестром (солист - Леонидас Кавакос), Кантата "Семеро их" и "Скифская сюита" ("Ала и Лоллий").
15:00 Солисты - Даниил Трифонов (Соната №1, Соната №3, Гавот из трех пьес для фортепиано из балета "Золушка"), Катя Сканави (Соната №2), Илья Рашковский (Соната №4, пьесы для фортепиано из балета "Ромео и Джульетта") и Денис Кожухин (Соната №5).
Санкт-Петербург, Концертный зал Мариинского театра
17:00 Фортепианные сочинения. "Сарказмы" - Сергей Бабаян. Соната №6 - Алексей Мельников, Соната №7 - Денис Мацуев, Соната № 8 - Сергей Редькин, Соната №9 - Андрей Коробейников.
21:00 Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Кантата к 20-летию Октября, Третья Симфония, Второй скрипичный концерт при участии Кристофа Барати и Второй фортепианный концерт при участии Дениса Мацуева.
24 апреля
Санкт-Петербург, Концертный зал Мариинского театра
13:00 Фортепианные концерты Прокофьева: Даниил Трифонов (№3), Сергей Редькин (№4), Сергей Бабаян (№5). Симфонии №4 и №5 в исполнении Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.
17:00 Кантата "Александр Невский" и оратория "Иван Грозный" при участии Ольги Бородиной (меццо-сопрано), Юлии Маточкиной (меццо-сопрано), Михаила Петренко (бас) и актера театра и кино Алексея Петренко, который выступит в роли Чтеца.
21:00 Симфонии №6 и №7, Симфония-концерт для виолончели с оркестром. Солист - Александр Рамм. Симфонический оркестр Мариинского театра - Валерий Гергиев.
Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ"