Недавно в социальных сетях распространилась информация о том, что в селе Батагай Усть-Алданского района 15 буренок, закупленных супружеской четой на средства гранта, погибли в недостроенном коровнике от голода и истощения. В село выехали проверяющие, но даже найти хозяев фермы они долго не могли. "Фермеры" обитали… в Якутске. Причем хозяйка скота, как оказалось, числилась специалистом районного сельхозуправления и по долгу службы должна была следить не только за своим стадом, но и за тем, как идут дела у соседей.
Оставшихся в живых коров распределили по другим хозяйствам и подворьям. Руководитель департамента по развитию сельскохозяйственных территорий Николай Петров сообщил, что казенные деньги с неудавшихся фермеров будут взысканы. Более того, он отметил, что правоохранительным органам предстоит выяснить, на какие цели ушли несколько миллионов рублей, которые явно не были вложены в развитие хозяйства.
- Возможно возбуждение уголовного дела, - сказал Николай Петров.
Не успели разобраться с происшествием в Батагае, как появилась информация о том, что в Усть-Майском районе массово гибнет элитный скот, завезенный на бюджетные деньги аж из Калмыкии. Причем мытарства этих буренок начались еще два года назад.
- Доставить их в Якутию должны были в сентябре 2014-го, но компания-перевозчик дотянула до ноября. Шесть коров из ста закупленных погибли уже в пути. Остальных автотранспортом смогли довезти только до Амгинского улуса - дальше дорогу преградила река, на которой начался ледостав. Лишь за несколько дней до новогодних праздников стадо по морозу доставили к запланированному промежуточному пункту назначения - в село Петропавловск, - рассказал "РГ" глава Усть-Майского района Юрий Боярский.
Падеж животных, перенесших экстремальное путешествие, продолжился и там - в том числе из-за скученности и плохого ухода. А ведь на следующий год их предстояло везти еще дальше, в село Чаппанда, где сельхозкооператив "Сайдыы" наметил строительство большой фермы.
Ее построили - просторную, рассчитанную на 180 голов скота. Однако, хотя часть буренок дала приплод, до новоселья дожили лишь 95 животных…
Казалось, на этом мытарства "калмычек" должны были закончиться. Прошлой осенью кооператив завез на новое место все необходимое, чтобы можно было спокойно дожить до открытия зимней дороги, - корма, топливо, продукты для работников.
- Мы были уверены, что теперь все наладится, - рассказывает руководитель хозяйства Юлиан Атласов. - Но по зимнику, который обычно открывался в конце января - начале февраля, на этот раз грузовики смогли пойти на месяц позже. Мы даже наняли трактор, чтобы прокладывать трассу навстречу дорожникам, однако пробиться через наледи не смогли.
Недостающие корма удалось завезти лишь в марте, когда уже было поздно. Ветеринары, побывавшие на ферме в начале апреля, констатировали: из 95 голов скота выжили 69.
На оперативном совещании, которое срочно созвал министр сельского хозяйства республики Петр Алексеев, сообщили, что сейчас на ферме кормов достаточно. Тем не менее минсельхоз не собирается списывать падеж скота на форс-мажор. Ведомство начало претензионную работу по возврату выделенных кооперативу субсидий. А животные, если ситуация не улучшится, будут переданы другим хозяйствам. В этом случае построенная кооперативом новая ферма сметной стоимостью шесть миллионов рублей может остаться без постояльцев.
- Конечно, мы постараемся не доводить до этого, но ситуация тяжелая. Так получилось, что учиться нам пришлось на своих ошибках, хотя и чужих предостаточно, - отмечает Юлиан Атласов.
Подобные случаи отнюдь не означают, что все так плохо. За несколько лет молодые крестьяне на гранты построили в Якутии более 400 коровников, закупили скот, и у большинства из них дела идут нормально. Разумеется, нормально по местным меркам. Недавно на съезде фермеров Якутии была приведена статистика: доля поступлений от продажи продукции составляет в объеме доходов фермерских и крестьянских хозяйств 45 процентов, а вот доля субсидий - 47.
Господдержка, субсидия, грант сегодня являются ключевыми понятиями в аграрном секторе региона. И в погоне за бюджетными деньгами некоторые претенденты не гнушаются ничем. Недавно прокуратура Среднеколымского района проверила Алеко-Кюельский казенный конезавод, руководство которого задолжало работникам более четырех с половиной миллионов рублей. Выяснилось, что людей держали без зарплаты, погашая за их счет другие долги. А делалось это ради создания видимости финансового благополучия, чтобы получить в минсельхозе республики… очередную субсидию. Вместо нее руководители предприятия получили уголовное дело.
Особый случай
Недавно суд потребовал от жительницы поселка Усть-Мая, депутата парламента Якутии Ирины Енторовой вернуть в казну 50 тысяч рублей, полученных ею по программе социальной адаптации малоимущих граждан. Деньги предназначались на приобретение мелкой сельскохозяйственной живности. Контролировать их целевое расходование должны были социальные работники. Однако ни на свое подворье, ни на территорию филиала техникума, где она работала директором, депутат их ни разу не пустила. В ходе судебного разбирательства она предоставила квитанции о покупке живности и кормов, но документы были такими, что "вызвали обоснованные сомнения у суда в их достоверности".
Конечно, 50 тысяч - копейки в масштабах бюджета. Но средства программы были лимитированы, и эти деньги могли бы помочь какой-нибудь действительно нуждающейся семье.
Подписывайтесь на основные новости "РГ" в Telegram telegram.me/rgrunews