Как работает отечественный all inclusive, где ждать подводных камней и в какую сумму обойдется такой отдых в олимпийской столице, выясняла корреспондент "РГ".
Для начала определимся, что же такое "все включено" в привычном для нас понимании. По словам специалистов отрасли, это размещение, трехразовое питание, промежуточные перекусы, прохладительные напитки и алкоголь местного производства. Плюс развлечения на территории гостиницы. При этом каких-либо документально зафиксированных стандартов системы пока не существует. А значит, каждый отель разрабатывает свои правила.
...Раннее утро, а ресторан сочинской 4-звездочной гостиницы в Имеретинской низменности заполнен до отказа. Завтрак (как и обед с ужином) здесь организован по системе "шведский стол". Столы ломятся от еды и напитков, а многие гости не раз приходят за добавкой.
Сразу обращаешь внимание на людей с красными браслетами на руке - это как раз те, кто выбрал проживание по системе "все включено". А тех из них, у кого хороший аппетит, помимо трехразового питания на протяжении отдыха ждут еще и бесплатные угощения в ресторанах на территории отеля, лобби-баре, а также дегустация фитококтейлей. Плюс - для них всегда открыты бассейн, сауна и тренажерный зал, а с детьми бесплатно занимаются аниматоры.
Стоимость одного такого дня проживания, как и везде на курорте, разнится в зависимости от времени года. К примеру, в отеле уровня 4 "звезды" с октября по конец декабря (в "низкий сезон") возьмут от 4 тыс. с человека в сутки. А вот с середины июня по конец сентября - уже от 8450 рублей. По мнению экспертов, цены вполне сопоставимы с зарубежными. К входящим в услугу проживанию, питанию и развлечениям некоторые гостиницы также добавляют пользование сейфом, стоянкой и детской комнатой.
- Мы едва ли не первый отель в Сочи, который решил ввести all inclusive. Понятно, сочинская система отличается от турецкой или египетской. Там на ее отработку потратили не один десяток лет, а в России все только начинается. Если в плане питания многое похоже - ведь есть общие требования, то по развлечениям необходимо наверстывать. В популярных у наших туристов странах настолько развита система увлечений и развлечений, что гостям просто нет необходимости даже за территорию гостиничных комплексов выходить, - рассказывает директор "Бридж Резорт" Сергей Тыщенко. - У нас такая услуга имеется с момента открытия в 2014 году. Сначала в пакет входило только проживание, трехразовое питание с перекусами в течение дня и алкоголем без ограничения, развлечения (бассейны, сауны и различные шоу аниматоров), а в 2015 году на территории открыли медцентр. Этим летом добавим еще несколько услуг: например, возможность бесплатно заниматься серфингом, дайвингом, а также кататься на роликах и велосипедах.
На сегодня услугой "все включено" пользуется каждый 4-й постоялец.
По данным туроператоров, в Краснодарском крае по системе "все включено" работает пока лишь 5% гостиниц. И практически все они находятся в Сочи.
Как сообщили в управлении по курортному делу и туризму администрации олимпийской столицы, полноценный all inclusive имеется как минимум в пяти местах - им могут похвастаться "Бридж Резорт", "Жемчужина", "Аква Лоо", "Сочи Бриз" и "Прометей Клуб".
- Сочи должен предлагать конкурентоспособный турпродукт международного уровня, ведь наш курорт популярен не только у испробовавших на вкус зарубежный отдых российских туристов, но и у иностранцев. Еще одной ступенью на этом пути станет и система "все включено". Она не только сделает отдых привлекательнее для туристов, но и позволит заработать отельерам, - уверен мэр города Анатолий Пахомов. - Гость будет проводить максимально времени именно на территории гостиницы - зачем выходить, если здесь есть все, что нужно, то есть будем пробовать и дополнительные услуги, не входящие в перечень бесплатных. А это дополнительный доход.
Изюминкой Сочи вполне можно назвать и нечто похожее на аll inclusive в санаториях. Так, путевки в местные здравницы (которых здесь 65) включают трехразовое питание и лечение. Причем летом тут можно отдохнуть и подлечиться за 3-4 тыс. рублей в сутки.
- "Шведский стол" с трехразовым питанием, игровые комнаты, где за детьми присматривают воспитатели, аквапарк, фитобар, зоопарк - все это можно найти и в санатории. Более того, здесь предложат то, чего нет ни в российских, ни в зарубежных отелях, - лечение. Диагностика и процедуры входят в стоимость путевки, - поясняет директор санатория "Октябрьский" Ольга Заславская.
Единственное принципиальное отличие отелей, работающих по системе "все включено", от услуг, предоставляемых сочинскими здравницами, - отсутствие бесплатного алкоголя.
Еще одним отличием может стать и питание. Ведь для приехавшего прежде всего лечиться гостя могут составить и диетическое меню.
Думайте сами, решайте сами
Система all inclusive удобна для собирающихся проводить большую часть времени в отеле, а также для тех, кто приезжает с детьми и четко планирует свой график, чтобы не пропускать завтраки, обеды и ужины. Неактуальна же она для туристов, которые практически не бывают на территории гостиницы, а приходят сюда только переночевать. Тогда выгоднее купить тур с оплатой только завтраков, а обедать, ужинать и перекусывать в кафе и ресторанчиках за свой счет и в удобное для себя время.
Скупой турист рискует
Пока в крупных сочинских отелях на радость клиентов экспериментируют с введением неограниченного доступа гостей к еде, напиткам и развлечениям, в Интернете начали появляться похожие предложения и от более мелких гостиниц. Но отдых в них часто не оправдывает ожидания туристов.
Если крупные игроки рынка стараются следить за качеством и сервисом (в том числе чтобы не потерять лицо), то многие из мелких, предлагающих путевку с ярким названием "все включено", зачастую не до конца понимают, что это вообще за система. В результате в объявлениях все красиво и дешево, на деле - отпуск может быть подпорчен.
Так, часто появляются жалобы туристов на то, что еда недостаточно свежая, на выбор всего несколько блюд, а из развлечений - лишь выход к морю (что актуально только в теплые месяцы). Потому эксперты советуют бронировать отели через туроператоров, которые обязаны проверять весь спектр услуг, или же узнавать весь набор предлагаемых позиций у отельеров заранее. Понятно, 100-процентной защиты от дельцов нет, но обезопасить себя можно, к примеру, следуя нескольким простым правилам.
1 Если стоимость пакета "все включено" дешевле 3 тыс. рублей в сутки, это повод насторожиться. Тем более если предложение делает отель с фондом менее 100 номеров - ему это не может быть выгодно. А значит, начнут экономить не только на качестве, но и на количестве еды и напитков.
2 Перед бронированием необходимо узнать, какие конкретные услуги включены в перечень именно в вашем конкретном отеле. Не лишним будет также спросить точный перечень того, что бесплатно предоставляют всем гостям.
3 Обязательно изучите расположение гостиницы, наличие территории и развлекательной инфраструктуры в шаговой доступности. Помочь в этом могут фотографии и, конечно, отзывы побывавших здесь ранее туристов. Искать рассказ отдыхающих лучше не на сайте гостиницы (где "плохие" комментарии нередко удаляют), а на специализированных порталах бронирования.
Василий Пахолюк, президент Ассоциации отельеров Сочи:
- Основным плюсом системы можно назвать ее относительно доступную конечную стоимость для туриста, а также возможность точно спрогнозировать свои расходы для отельера. Но есть и минусы. К примеру, для предоставления полноценной услуги надо, чтобы гостиница предлагала разнообразное меню, на столе всегда были свежие овощи и фрукты, а также местный алкоголь. Цены же на все это добро в Сочи довольно высокие. Причем не спасает даже прямое сотрудничество с кубанскими фермерами. Чтобы были дешевые продукты, необходимо развивать сельское хозяйство не только в регионе, но и в курортном городе - хотя бы за перевозку не платить. В Турции, кстати, именно с этого и начали: подтянули сельскохозяйственную отрасль, а потом отели стали продавать дешевые пакеты "все включено".