В то же время не менее острый вопрос, затрагивающий жизненные интересы существенно большей части социума, в том числе потребителей услуг малой авиации, - упреждение и последующее возмездие воздушным правонарушителям (авиадебоширам) - из поля зрения выпал.
Между тем горестные повествования в СМИ и социальных сетях о том, как из-за необходимости обуздания авиабузотеров люди опаздывали на стыковочные рейсы и ночевали в пунктах пересадки, стали настолько привычными, что на них, пусть и не без сочувствия, уже не обращают внимания. О финансовых потерях авиакомпаний вследствие экстренных посадок, внеплановых задержек, ущерба имуществу, а также о репутационных издержках и говорить не приходится.
Доходит до того, что наиболее "продвинутые" пассажиры предпочитают более дорогие перелеты, да еще с пересадками, но рейсами иностранных авиакомпаний. Там и контроль жестче, и ответственность строже, и, как следствие, поведение соотечественников тише.
К примеру, европейская авиакомпания Air France-KLM имеет право по собственному усмотрению включить пассажира-нарушителя в "черный список" и отказать ему в перевозке. Сотрудники American Airlines вообще недавно отказали пассажиру в регистрации после того, как он был снят с предыдущего рейса из-за предполагаемого (!) подозрительного поведения. Состоявшийся вслед за тем суд встал на сторону перевозчика, поскольку безопасность, особенно после террористических актов (и не только в США) - превыше всего.
Законодательство многих стран мира предусматривает за хулиганство на борту не только занесение в "черный список", но и внушительные штрафы, и уголовную ответственность. В тех же США нарушение правил поведения авиапассажирами как в полете, так и на земле помимо "черного списка" наказывается штрафом до 10 тыс. долларов, а за нападение или вмешательство в работу экипажа - тюремным заключением на срок до 20 лет. В Голландии просто за нахождение в состоянии опьянения на борту предусматривается тюремное заключение на срок 12 дней и (не или) штраф в 300 евро, а за нарушение порядка с применением насилия - "отсидка" уже до 4 лет и штраф до 18 тыс. евро.
В Италии даже за словесное оскорбление, не говоря уже о рукоприкладстве, "настоящих буйных" ожидает тюрьма на срок до 6 месяцев и штраф до 500 евро. В воздушном кодексе этой страны есть статья 1095, предусматривающая за отказ пассажира выполнять любые (!) требования экипажа по обеспечению безопасности полета тюремное заключение на срок до 3 месяцев и штраф в 200 евро. А статья 58 Аэронавигационного кодекса Великобритании предусматривает наказание всего лишь за курение на борту в виде штрафа 2 тыс. фунтов или лишение свободы на срок до двух лет.
В России, к сожалению, меры в отношении авиадебоширов (за исключением резонансных правонарушений, повлекших для их зачинщиков реальные тюремные сроки) по-прежнему мягкие, если не сказать нежные. Например, пункт 6 статьи 11.17 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ) "Невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна" влечет наложение административного штрафа до пяти тысяч рублей или (!) административный арест до пятнадцати суток. Если же вспомнить о появлении в общественных местах в состоянии опьянения (в том числе в транспорте общего пользования), то статья 20.21 КоАП РФ и тут на страже интересов трудящихся - штраф составит от пятисот до 1,5 тыс. рублей или все тот же мифический арест до пятнадцати суток.
Что до "черных списков", то о них после принятия в первом чтении законопроекта "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" (по работе с "черными списками" пассажиров) и вовсе забыли. А некоторые доблестные россияне тем временем получают полетное удовольствие по полной программе. Без особых последствий для кошелька (устное предупреждение выносится в 97% случаев нарушений), неотвратимой ответственности и, конечно, невзирая на непонимающий "простого русского человека" гнев пассажиров.
В результате тот же "Аэрофлот", на днях получивший четыре звезды Skytrax - международного сертификата отменного качества обслуживания пассажиров (наравне с Air France-KLM, Lufthansa, British Airways и Emirates), по сути, проигрывает западным компаниям в возможности обеспечения порядка на борту. Сравните российское устное порицание с европейскими штрафами, тюремными сроками и "черными списками" и сделайте вывод о нашей конкурентоспособности.
Подводя итог, нужно сказать, что уже давно назрела и перезрела необходимость легализовать и в нашей стране "черные списки" беспокойных пассажиров, дающие авиакомпаниям законное право отказывать им в продаже билетов. Возможно, включать авиадебоширов в такие списки будут не пожизненно, а возьмут за образец, например, принцип временного лишения граждан, пойманных на пьяном вождении, водительских прав.
Штраф за авиадебош должен быть значительно увеличен. Пусть виновный заплатит не полторы тысячи рублей, как сейчас, а полтора миллиона. А если его действия сопровождались отказом выполнять требования членов экипажа, то вместе с большим штрафом дебоширу должен грозить еще и реальный тюремный срок. И наконец, экипажу авиалайнера нужно дать право воспользоваться в случае необходимости спецсредствами, например, наручниками, чтобы обезопасить самолет и пассажиров от опасных действий авиахулигана.