"Борщ и шампанское". Избранное из коллекции Владимира Овчаренко. ММОМА на Гоголевском, 7 апреля - 5 июня.
Real Life - эти слова о настоящей жизни встречают публику, идущую вверх по лестнице в залы ММОМА. А на стене напротив этой инсталляции Пирсона уже на отечественном холсте написано крупно "Русь". Свести наш и западный авангард в одном разговоре - на этом приеме выстроена выставка "Борщ и шампанское", своего рода хит-парад собрания Владимира Овчаренко, владельца галереи "Риджина".
"Риджине" в этом году 25, и ММОМА отмечает юбилей одной из главных галерей 90-х показом коллекции ее владельца. Выставка вышла незаурядной: собрание Овчаренко позволяет и получить удовольствие от собранных вместе работ российских и западных мастеров и вспомнить наш авангард рубежа 80-90-х. А вот сравнивать "борщ" и "шампанское" - не хочется.
Ведь "Семейный альбом" Сергея Зарвы, полный живых, в духе Бориса Григорьева тонко отрисованных персонажей деревенских свадеб - точно не "борщ". А "Авто и водитель" - огромное полотно, наводненное грубыми, зримыми, неведомыми персонажами Даны Шутц, скорее не шампанское, а виски, который ошеломляет.
Вот вся выставка - это, правда, густой и острый борщ авангарда, где смешаны объекты, видеоарт, концептуализм, графика акции... И времена: скорее сравниваешь изящную тушь "Боксеров" Дейнеки из 20-х со скандальной фотосерией Бориса Михайлова и Сергея Браткова "Если бы я был немцем", которой вторит Павел Пепперштейн альбомами "Наблюдения" и "Рисунки Сталина" со смешными портретами злодеев прошлого века.
Тимур Новиков - на его текстильном коллаже "Баскетбол" крохотный игрок с мячом взлетел и летит себе. Немец Нео Раух, чей реалистический сюжет с парнями с заправки не сталкивается, но перекликается с позитивным "Снегом" Виноградова-Дубоссарского, их герой в горном бассейне встречает снегопад. Мозаика Кости Звездочетова "Артисты - метростроевцам" с Трусом, Толстяком и Бывалым, словно сошедшими с пилона "Комсомольской " . И напротив - режущее глаза полотно "Пока еще без названия" Дэна Рихтера с жуткими привидениями. Откровенные неоновые слоганы Трейси Эмин. Целый зал абсолютно китчевых русалок и Иванов-Царевичей Мамышева-Монро...
Все это - Real life искусства рубежа веков, занявшая целый этаж особняка. И галерист настойчиво напоминает, какой бурной она была в годы, когда сам Овчаренко эту жизнь строил. Сегодня жизнь другая и мы другие, и искусство, скорее, успокаивает. А должно, видимо, раздражать, как тогда.