В нынешнем виде президентский законопроект предполагает запрет на применение огнестрельного оружия при большом скоплении граждан. В думском комитете считают, что это ограничение нуждается в исключениях. А именно - предотвращение терактов, освобождение заложников, отражение группового или вооруженного нападения на важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, охраняемые войсками Нацгвардии, а также на ее военные городки. "Полагаем, что в этих случаях риск причинения вреда случайным лицам будет обоснованным", - говорится в заключении комитета.
Стоит отметить, что речь не идет о стрельбе "по толпе", как написал ряд СМИ. Да и в целом поправки не несут ничего революционно нового, считает руководитель межфракционной группы по взаимодействию институтов гражданского общества с правоохранительными органами и спецслужбами Михаил Старшинов (фракция "Единая Россия"). По его словам, норма от Комитета по обороне "фактически воспроизводит положение действующего Закона о Федеральной службе безопасности".
Старшинов уверен, что объем полномочий Нацгвардии "должен обеспечивать эффективное выполнение ею возложенных на нее задач". "Учитывая, что силы Нацгвардии, возможно, будут применяться в самых разных условиях, включая и критические ситуации, лично я выступаю за то, чтобы этот закон был максимально широким и взвешенным", - подчеркнул парламентарий.
О том, что предложение Комитета по обороне по сути повторяет нормы законодательства для ряда силовых структур, напомнил и зампред Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев (профильный комитет по пакету поправок). "Это ответ на вызовы времени, да и просто на практику", - сказал депутат, слова которого приводит ТАСС. По его словам, при совершении терактов и при освобождении заложников спецназ уже давно действует таким образом. "Потому что нет другого способа освобождения людей, кроме как поражать высокоточным оружием тех, кто совершает преступление", - объяснил Валеев, обратив внимание на то, что "в безлюдном пространстве теракты не совершаются". По его словам, в профильном комитете инициативу поддержат.
Комитет по обороне, кроме того, предложил исключить гражданско-правовую ответственность военнослужащего войск Нацгвардии за вред, причиненный кому-либо. Причем не важно, что гвардеец применял - физическую силу, спецсредства, огнестрельное оружие или технику. Если это, конечно, делалось в законном порядке. Возмещение вреда предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета.
Депутаты также сочли, что Нацгвардии необходимо разрешить применять боевую и спецтехнику (артиллерийские, авиационные средства поражения и инженерные боеприпасы) для пресечения деятельности и ликвидации незаконных вооруженных формирований. В президентской редакции поправок такого основания для применения техники нет.
Также в думском комитете отметили, что законопроект пока не учитывает необходимость применения силовиками оружия для разрушения запирающих устройств, для остановки транспортных средств и при нападении животного.