Всенощное бдение, или всенощная - это богослужение, объединяющее сразу три службы, совершают его перед праздниками, и происходит оно вечером, а иногда - например, на Рождество и на Пасху - ночью. Всенощная Вербного воскресенья отличается необыкновенной красотой. Храм будто расцветает - тут и зеленое праздничное облачение духовенства, и необычные резные ветви пальмы (вайи) в руках у патриарха, и огромные сияющие чаши с пушистыми ветками вербы. Впрочем, ветки вербы, уже зацветающие, не только в чашах, они и в руках у прихожан. После чтения Евангелия Патриарх освящает их, произнося молитву, в которой просит, чтобы Господь благословил и освятил эти ветви Своей благодатью, а после этого окропляет вербочки святой водой.
Освящение вербы и пальмовых ветвей - традиция, связанная с тем, что именно пальмовыми ветвями почти две тысячи лет назад жители Иерусалима торжественно встречали Иисуса, въезжавшего в город за шесть дней до иудейской Пасхи, до Своего Распятия. С пальмой понятно, но почему освящают вербу? У нас в России пальма редкость, а вот упрямые прутики вербы, одни из первых поверившие весне и зацветающие ранее многих, может, и более красивых растений, пришлись к празднику Входа Господня в Иерусалим в самый раз. Поздняя будет Пасха или ранняя, верба все равно зацветет за неделю до нее, к празднику Входа Господня в Иерусалим. Поэтому и дал ему народ второе название: Вербное воскресенье. Завтра, в день самого праздника верующие принесут на утреннюю службу ветки вербы, которые как раз и освящали накануне Вербного воскресения, во время вечерней службы, на всенощном бдении. Стоя с ветками вербы и зажженными свечами, мы символически встречаем Христа, добровольно грядущего на искупительные страдания. После богослужения освященные веточки забирают домой - как святыню, символизирующую Вход Господень в Иерусалим. Потом их целый год хранят дома, ими украшают иконы, их приносят на могилы родственников. Ну, а если ветки иссохли, сломались, с ними и поступают как со святыней: освященные ветки вербы нельзя выбрасывать просто так, их принято сжигать. Вербочкам, таким на вид скромным, непритязательным, поэты посвящали стихи. И Блок, и Брюсов, и Пастернак, и Солодовников. Для поэтического воображения они не только воплощение весны, но и символ порыва, веры - черный прутик, даже в самую раннюю весну, в самое распутье упрямо взметающийся вверх.
"И тех же верб сквозные прутья,
И тех же белых почек вздутья
И на окне, и на распутье,
На улице и в мастерской...", - писал Борис Пастернак.
Вербы зацвели, и снова вечность врывается в повседневность. Завтра, в день праздника Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Кирилл совершит Божественную литургию святого Иоанна Златоуста в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. А 25 апреля начинается Страстная неделя.