Среди тех, кто представлял логотип, и хорошо знакомый мне фехтовальщик Пал Секереш. Он славен тем, что единственный из спортсменов сумел завоевать медали на Олимпийских и Паралимпийских играх. После успеха на Играх-88 в Сеуле Пал попал в страшную катастрофу и навсегда прикован к инвалидной коляске. На этой коляске он и завоевал звания чемпиона Паралимпиад. Всегда хорошо одетый, в сопровождении красавицы-жены он уже после трагической аварии стал отцом двоих детей. Пал Секереш - оптимист по натуре и уверен, что его Будапешт, компактный, с отлично развитой инфраструктурой сможет поспорить с гигантами за звание олимпийской столицы. "Если кто-то, например президент МОК немец и тоже фехтовальщик Томас Бах, захочет доказать, что малыши тоже могут быть олимпийцами, то мы всегда готовы", - шутит не унывающий Пал.
Мы, члены Международного комитета Фэйр Плей из разных стран, как раз и были приглашены в МОК Венгрии, где, понятно, кипит работа, чтобы сделать свой ежегодный, пусть маленький, однако все же вклад в огромнейшее олимпийское движение. Просидели там 12 часов, живо обсуждая достойных, самых достойных и менее подходящих кандидатов для награждения Трофеями, Почетными Дипломами и письмами Фэйр Плей.
И, нарушая определенные каноны, я начну все же с Леонида Викторовича Слуцкого. Во-первых, сообщу, что за представленную Комитетом Фэйр Плей России кандидатуру нашего главного единодушно проголосовали все иностранцы. Его поступки просты и понятны. Вот Слуцкий услышал, что юношеской баскетбольной команде из Самары, пробившейся на всероссийский финал, не на что купить билеты, и тут же посылает деньги юным игрокам. Или вот еще картиночка. Маленький мальчик, инвалид с детства и, конечно, болельщик ЦСКА мечтает познакомиться с любимой командой. И Слуцкий без всякой помпы везет его в тренировочный лагерь, представляет футболистам, одевает в фирменную армейскую форму. Разве это не Фэйр Плей, увы, такой редкий в нашем большом футболе, где крупные денежные купюры порой, даже не порой, а все чаще и чаще затмевают взор тех, кому еще ой как далеко до великих.
Я очень расстроился, когда наш второй кандидат и тоже футболист Денис Самойлов недотянул до Почетного Диплома. Ему в Красноярский клуб "Енисей" пришлют из штаб-квартиры Фэйр Плей в Будапеште лишь "Благодарственное письмо". Но только послушайте за что. Денис увидел, как во дворе какого-то дома верзила отнимает сумку о пожилой женщины. И сразу побежал на помощь. Отобрал сумку у грабителя, а когда обращенный в бегство верзила 31 года от роду попытался скрыться, капитан футбольной команды юношеского "Енисея" догнал его, доставил в полицейский участок. И отправился на тренировку. В сумке у бабушки оказалась вся ее пенсия - 11 тысяч 600 рублей, и она очень трогательно благодарила столь неожиданно пришедшего на помощь "внучка". Я убеждал моих иностранных коллег, показывал им справки от следователя и благодарности Дениса Самойлова. Однако убедить их не смог. В нашем Международном комитете много ученых теоретиков, а не практиков. Теоретики и заявили, что Самойлов молодец, но то, что он футболист, никак не может быть основанием для вручения Почетного Диплома и приглашения на торжественную Гала-церемонию вручения призов, которая состоится в том же Будапеште в октябре 2016-го в день встречи министров спорта всей Европы.
Жаль, ибо там Самойлову довелось бы встретиться с другими великими героями Фэйр Плей. Приз за жест Фэйр Плей вручен Эшли Лью из Сингапура. Попав в Кению и насмотревшись тамошней бедности, марафонец вложил все имеющиеся у него деньги в создание школ для бездомных детей, оставшихся без родителей. И клубы заработали. Не только благодаря пожертвованиям, но и бешеной энергии сингапурца, всерьез обосновавшегося в Кении.
Знаменитый Роджер Федерер получит Трофей, названный в честь другого теннисиста, основателя всего мирового движения Фэйр Плей Жана Боротра. Швейцарский теннисный миллионер не только жертвует часть заработанного на благотворительность. На протяжении всей своей длиннющей теннисной карьеры он всегда вел себя на корте по-джентльменски. Думаю, ушедший Жан Боротра, прозванный во всем мире "Мушкетером", порадовался бы нашему выбору.
А вот имя польского журналиста Тадеуша Ольшанского, боюсь, мало что скажет читателю. На самом деле ветеран спортивной журналистики с 1963(!) года, со дня зарождения движения Фэйр Плей пишет об этом замечательном явлении. Книги, статьи, научные работы... И, наконец, приз имени Вилли Дауме за продвижение честной игры в мире.