Ученым Института археологии РАН, ведущим раскопки на территории Высоко-Петровского монастыря Москвы, удалось раскрыть одну из исторических загадок, связанную с могильными надгробиями. Об этом говорится в официальном сообщении Института, поступившем в редакцию "РГ".
Ранее при раскопках некрополей XV - XVII веков археологам не раз встречались могильные плиты с датами жизни, не соответствующие особенностям оформления (шрифтам, орнаментам), характерным для эпохи. Долгое время ученые не знали, с чем это связано.
Раскрыть эту тайну помогли две непотревоженные надгробные плиты с одинаковой датой "31 июля 1512 года", найденные на раскопках в монастыре. Под одной погребен некий Епифаний, под другой - инок Феодосий Исаков, сын Окулинин, "волоченин" (то есть из города Волочка - нынешний Вышний Волочек в Тверской области). Плита инока Феодосия была накрыта сверху большим надгробным камнем, который по орнаменту и особенностям шрифта относится к середине XVI века.
На этом "верхнем" камне повторен тот же самый текст, но уже не лапидарным шрифтом, происходящим от книжного устава (рукописного шрифта, бывшего в ходу в XI - XIII веке. - ред.), а обычной "проволочной" вязью времени Ивана Грозного, приводит источник слова руководителя раскопок: заведующего Отделом археологии Московской Руси Леонида Беляева. По словам археолога, это означает, что кто-то из родственников или сам монастырь заказал и положил новую плиту, когда первая растрескалась.
Аналогичная плита с именем инока Сергея Абрамова, датированная 1510 годом, была найдена здесь же в конце 70-х годов XX века.
- Таким образом, мы видим целую группу надгробий 1510-х годов, переоформленных, видимо, на полвека позже, одновременно и одной группой мастеров в 1550-1580-х годах (эпоха Ивана Грозного). Это, наконец, подтверждено совмещением над одной могилой ранней и поздней плиты с одинаковым текстом, заключает ученый.
Раскопки в Высоко-Петровском монастыре помогли раскрыть еще целый ряд загадок. Так, археологи уточнили дату строительства здесь первого каменного собора - уникального восьмилепесткового храма. Ранее считалось, что собор начали возводить в 1514 году. Но надгробная плита инока Феодосия показала, что это случилось минимум на два года раньше. Под углами его плиты имелись опоры в виде капители (сохранилась одна), стоящей на фрагменте вторично использованной чужой плиты.
Леонид Беляев полагает, что капителям больше неоткуда было взяться, кроме как со стройки собора, который возводил итальянец Алевиз Новый, строитель Архангельского собора в Кремле. Такие же капители сейчас можно видеть в итальянских городах, на ренессансных постройках.