Авиакомпании попросили пересмотреть программы субсидированных полетов

Авиакомпании обратились в Минтранс с просьбой пересмотреть подход к субсидированию полетов на следующий год. Текст письма на имя замминистра транспорта Валерия Окулова есть в распоряжении "РГ".

Уже сейчас перевозчикам выгоднее на всех раскатанных маршрутах, где есть субсидируемые программы, продавать билеты по коммерческой стоимости, отметил в беседе с "РГ" глава Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун. И может сложиться так, что заложенные в бюджете средства, останутся невостребованы.

Дело в том, что с 2009 года не пересматривались тарифы, за которые государство готово платить при перевозке пассажиров в рамках пяти программ субсидирования. Если билет продан по цене выше этого тарифа, то за него перевозчик денег из госказны не получит. Да и число проданных в салоне эконом-класса мест должно быть внушительным, по ряду программ не менее половины салона. Таковы условия программ субсидирования. И перевозчики в сложных экономических условиях стараются продать билеты по своим тарифам и сразу получить деньги за них от пассажира, причем в полном размере, добавил Тасун.

В рамках программ авиакомпаниям возмещают половину расходов на перелет одного пассажира уже после перевозки, напомнил собеседник "РГ". При этом откладывать надолго платежи за обслуживание в аэропортах, топливо никто не позволит. А тарифы на обслуживание в воздушных гаванях растут.

При общей сумме ежегодной выручки российских авиакомпаний в более чем один триллион рублей, не более 10 миллиардов рублей субсидий в год из федерального бюджета не особо интересны для крупных авиакомпаний. Так, например, национальный авиаперевозчик ("Аэрофлот") по ряду направлений установил для всех пассажиров "плоские" тарифы, которые и так ниже себестоимости, в том числе и на Дальнем Востоке, напомнил Тасун. Там авиакомпания летает в убыток, а зарабатывает на международных рейсах.

В сложившейся ситуации только небольшие авиакомпании, которые летают внутри регионов, готовы бороться за бюджетные деньги, учитывая, что по ряду программ субсидии предоставляются на полет в независимости от возраста пассажира и еще власти субъектов поддерживают развитие авиаперевозок. У них нет возможности заработать на полетах за рубеж.

По другим программам, в том числе при перелетах на Дальний Восток, льготный билет могут получить россияне до 23 лет и пенсионеры. Понятно, что в бюджете лишних денег нет, и больше, чем заложено средств, авиакомпании на субсидируемые перелеты не получат, поэтому АЭВТ просит пересмотреть подходы к этим госпрограммам, сказал Тасун.