25.04.2016 21:45
    Поделиться

    Цыбульский: Количество кризисных моногородов сократилось с 99 до 94

    В россии осталось всего 35 моногородов, которые чувствуют себя неплохо
    Количество моногородов со стабильной ситуацией сократилось за год вдвое, с 71 до 35, рассказал "РГ" замминистра экономического развития Александр Цыбульский.

    "Под риском ухудшения" остаются 176 моногородов, то есть там в любой момент может остановиться градообразующее предприятие. Но на финансовую поддержку из центра могут рассчитывать немногие, остальным правительство может помочь только с привлечением инвесторов и обучением управленцев.

    Александр Витальевич, в России более 300 городов официально относятся к моногородам, из них, как вы говорите, более половины вот-вот могут оказаться в "красной", кризисной зоне. Какой из этого вывод, что делать?

    Александр Цыбульский: Пока там ситуация не стала кризисной, надо вводить превентивные меры поддержки. Для этого прорабатывается возможность распространения целевых мер господдержки (из Фонда развития моногородов и за счет создания территорий опережающего социально-экономического развития. - Прим. ред.) не только на так называемые кризисные, как сейчас, но и на все моногорода.

    Моногорода не сдаются. Благодаря внутренним ресурсам, которые удалось изыскать даже в такое трудное время, они показывают по итогам года весьма неплохие результаты. Количество кризисных моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением сократилось с 99 до 94 по сравнению с прошлым годом. Многие кризисные моногорода уже обратились за целевыми мерами господдержки и начали их реализовывать. Такая тенденция говорит о достижении первых позитивных результатов.

    В целом кризис в моногородах чувствуется острее?

    Александр Цыбульский: Безусловно. Наш мониторинг показывает, что наиболее сильно "просели" сектора экономики, к которым принадлежат градообразующие предприятия моногородов. Я говорю о машиностроении, лесопромышленном, металлургическом комплексе и текстильной промышленности. Прогнозы на текущий год оптимизма не добавляют.

    По Гуково, Усолью-Сибирскому, Набережным Челнам правительство уже утвердило постановления о создании у них территорий опережающего социально-экономического развития.

    А сколько всего поступило заявок от регионов на такие территории в моногородах?

    Александр Цыбульский: С лета 2015 года - 37, из них комиссия при минэкономразвития одобрила 11. Проект постановления в отношении территорий опережающего социально-экономического развития на территории Юрги Кемеровской области сейчас согласовывается, еще 7 заявок у нас в работе.

    По трем моногородам недавно было принято решение о подготовке проектов постановлений о создании территорий опережающего социально-экономического развития: это Анжеро-Судженск Кемеровской области, Краснотурьинск Свердловской области и поселок Надвоицы в Карелии. А заявки по еще четырем (Тольятти Самарской области, Белебей и Кумертау в Башкортостане и Краснокаменск в Забайкалье) комиссия одобрила с учетом необходимости обучения команд, управляющих развитием моногородов.

    Какие заявки еще могут быть рассмотрены в ближайшее время?

    Александр Цыбульский: Мы рассматриваем их постоянно по мере получения. Но необходимым условием является прохождение специализированного обучения управленческой командой моногорода, претендующего на статус территории опережающего социально-экономического развития. От факта успешного обучения зависит положительное решение комиссии, поэтому сложно сказать, по каким конкретно заявкам будет приниматься решение в ближайшее время.

    Что еще нужно, чтобы получить статус территории опережающего социально-экономического развития?

    Александр Цыбульский: В идеале заявки от субъектов, команды которых прошли обучение, должны быть сформированы на основе комплексных планов развития моногорода, чтобы все возможные перспективы были ясны и очевидны. Тогда мы получаем качественно проработанную заявку с обоснованиями и аргументированными решениями, грамотными расчетами. Комиссия имеет к ней минимальное количество вопросов и оперативно принимает решение о ее поддержке. Получаем следующую цепочку: качественная заявка - оперативное решение комиссии - подготовка решения правительства о создании территории опережающего социально-экономического развития - регистрация первых резидентов.

    Особые экономические зоны

    Если резидент не приходит...

    Александр Витальевич, на фоне резкого сокращения прямых иностранных инвестиций особые экономические зоны пользуются спросом?

    Александр Цыбульский: С учетом санкций механизм ОЭЗ не просто пользуется стабильным спросом, а еще и наращивает показатели. Об этом свидетельствует то, что в 2014 году было принято 64 резидента, из них было 7 иностранцев, а в 2015 году - уже 76 новых резидентов, среди которых 11 компаний с участием иностранного капитала. Расширяется и список стран-инвесторов - к 26 работающим присоединились Южная Корея, Польша и Казахстан.

    На действующих проектах в ОЭЗ как кризис сказывается?

    Александр Цыбульский: Кризис, безусловно, сказывается на планах резидентов, но пока очень мало обращений за изменением условий соглашений. Можно говорить об их готовности реализовывать свои проекты в изначально заявленных рамках.

    А если резиденты все-таки свои обязательства не выполняют?

    Александр Цыбульский: Если резиденты просят внести изменения в условия соглашений об осуществлении деятельности и бизнес-планы, мы стараемся всегда идти навстречу. Если резиденты условия нарушают, не внося в соглашения соответствующих изменений, то на основании закона об ОЭЗ проводятся их проверки и при необходимости расторгается соглашение.

    Не думаете смягчить ограничения по порогу инвестиций и видам деятельности для резидентов?

    Александр Цыбульский: По порогу инвестиций смягчений пока не запланировано, да и в этом нет нужды. Поток резидентов и без того с каждым годом растет, а инвестиции выступают в качестве своеобразного фильтра.

    А расширение перечня разрешенных видов деятельности запланировано проектом поправок в закон об ОЭЗ, которые находятся в Госдуме. Кроме того, они предусматривают ликвидацию наблюдательных советов ОЭЗ и замену бизнес-плана для резидентов более удобным паспортом инвестпроекта. Думаю, это существенно упростит процедуру получения статуса резидента.

    Когда и с какими особенностями ОЭЗ начнут передаваться региональным властям?

    Александр Цыбульский: Мы уже направили на согласование субъектам РФ проекты соглашений о передаче полномочий по управлению зонами. Ключевая особенность в том, что они устанавливают показатели эффективности функционирования ОЭЗ и финансовую ответственность субъекта за их достижение.

    А за что планируется закрыть ОЭЗ на острове Русский во Владивостоке?

    Александр Цыбульский: С момента создания там в 2010 году ОЭЗ (для использования объектов, построенных к саммиту АТЭС 2012 года. - Прим. ред.) там не было зарегистрировано ни одного резидента, а по закону об ОЭЗ это основание для досрочного прекращения существования зоны. Все стороны неоднократно пытались активизировать ее работу, но, к сожалению, ситуация с резидентами осталась неизменной.

    Какие еще зоны могут исчезнуть?

    Александр Цыбульский: Есть еще ряд ОЭЗ с подобными проблемами, среди них портовые зоны в Мурманске и в Хабаровском крае, зоны, входящие в туристический кластер на Северном Кавказе, а также некоторые участки туристических ОЭЗ в Бурятии и Иркутске. Но здесь пока не идет речи о закрытии, а рассматривается вопрос оптимизации в части территории и планируемых расходов.

    Чтобы не было подобных проблем, в том числе земельно-имущественного характера, мы планируем изменить порядок создания ОЭЗ и требовать от заинтересованных регионов более детальной проработки, вплоть до разработки проекта планировки территории ОЭЗ еще на этапе подготовки заявки на ее создание.

    Не получится, что создание новых зон тогда прекратится?

    Александр Цыбульский: Спрос на ОЭЗ со стороны субъектов РФ не уменьшается. Сейчас на рассмотрении в минэкономразвития на разных стадиях находится 7 заявок на создание новых ОЭЗ и одна - на расширение границ действующей. И еще порядка 20 регионов рассматривают возможность создания ОЭЗ у себя.

    Но, еще раз подчеркну, несмотря на возрастающий интерес к созданию ОЭЗ, мы относимся к новым проектам с осторожностью и с учетом накопленного отрицательного опыта.

    Поделиться