Анатолий Кучерена, адвокат:
На мой взгляд, идея расширения полномочий таможенной службы, то есть возможность проверять фуры с различными товарами из-за границы вне зоны таможенного контроля, осуществима только при строжайшем соблюдении законодательства. Таможенники хотят сами, без участия сотрудников ГИБДД, останавливать подозрительные грузовые машины и допрашивать водителей. Это, конечно, может быть эффективным методом в борьбе с незаконным ввозом "санкционных" товаров в Россию. Да и тех товаров, которые не прошли контроль качества Роспотребнадзором и Россельхознадзором. К слову, сотрудниками таможен в этом году уже было задержано около двух тонн "санкционного" сыра. Однако мне кажется, что в данной ситуации, главное, чтобы не возникло конфликта между двумя важными органами обеспечения безопасности и контроля - ГИБДД и Федеральной таможенной службой, чтобы не были ущемлены ничьи права.
Ведь сотрудники госавтоинспекции осуществляют свои полномочия на трассах и вблизи них, защищают безопасность дорожного движения, а также и общественную безопасность, ловят преступников. Расширение полномочий таможенников, конечно, возможно, но нельзя здесь полностью исключить помощь ГИБДД. И, помимо проверки документов у водителей фур на пропускных пунктах, что входит в зону ответственности сотрудников таможни, заниматься еще и обезвреживанием, к примеру, вооруженных преступников на дорогах, все же сложно и под силу только специально обученным людям.
Теперь о проблемах на границе с Казахстаном. Основная угроза лжетранзита, утверждает "РГ", падает на российско-казахстанский участок границы, где таможенных постов нет уже несколько лет. Через него транзитные грузы следуют в Узбекистан, Киргизию, другие страны. Отрадно, уже есть хорошие примеры таможенного сотрудничества России и Казахстана: скажем, работа Центра оперативного мониторинга, который позволяет анализировать сведения о движении контейнеров и выявлять "непонятные", нелегальные маршруты перевозок.