Правда, относительно низкой является и доля тех, кто инвестиции сокращает - таких около 13 процентов. По мнению аналитиков, можно говорить о том, что МСБ преимущественно осуществляет вынужденные инвестиции, то есть вкладывается в поддержание основных фондов.
Бизнес видит мало мотивов для расширения. Инвестиции направлены в основном на оптимизацию издержек. Важным компании считают также сохранение бизнеса и рабочих мест. Тем не менее многие называют кризис временным явлением и готовы развивать новые направления.
Чаще всего компании инвестируют в новое оборудование, поиск новых партнеров и запуск новых продуктов и услуг. При этом относительно невысока доля тех, кто вкладывается в ИТ (автоматизация процессов, интернет-ресурсы).
Низкая инвестиционная активность бизнеса связана и с тем, какие стратегии выбирают компании. Так, наиболее массовая стратегия МСБ - это разумная экономия или оптимизация расходов. На втором месте - стабильность - компании сохраняют масштаб бизнеса. Этих двух стратегий придерживается 67 процентов предприятий. В то же время почти каждый четвертый - 23 процента - находится на грани выживания.
При этом стратегию роста и развития новых направлений выбирает лишь каждый десятый предприниматель.