25.04.2016 19:50
    Поделиться

    Производители и магазины выступили против поправок в закон о торговле

    Вознаграждение, которое сегодня получают торговые сети от поставщиков за доставку, рекламу и продажу их товаров, предлагается заметно ограничить - с 10 до 3-5 процентов. По задумке, это должно снизить цены для покупателей. Но не все эксперты, как выяснилось, с этим согласны.

    Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Госдумы рассмотрит эти дискуссионные поправки к закону о торговле уже сегодня. Авторы двух законопроектов (депутатского и правительственного) полагают, что новая законодательная норма облегчит жизнь отечественным производителям, оградит их от оплаты бонусов и навязанных дополнительных услуг. В "укороченный" бонус, по их мнению, уже должна войти дополнительная плата поставщиков ретейлерам за доставку товаров, рекламные акции по продвижению продукции к покупателям.

    Продовольствие в магазинах подешевеет, уверены разработчики законопроектов. А это, собственно, главная цель регулирования.

    Предельный размер бонуса, надо сказать, стал главным камнем преткновения в дискуссии власти, производителей, поставщиков и ретейлеров. Вторая значимая новелла - сокращение отсрочки платежа за поставленные в магазины товары поставщиками - особых разногласий не вызывает. Равно как и предлагаемое усиление роли Федеральной антимонопольной службы.

    500 миллиардов рублей сэкономят поставщики товаров на сокращении бонусов, которые они сегодня перечисляют торговым сетям

    По оценкам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, поставщики сэкономят на снижении отсрочек, сокращении бонуса и на ограничении транспортных и рекламных услуг до 300-500 миллиардов рублей. Производители выиграют, а вот торговцы, соответственно, эту прибыль потеряют.

    "Да, производители сократят свои расходы по взаимодействию с сетями, но при этом будут вынуждены самостоятельно искать транспортные компании, привлекать третьих лиц для доставки продукции по точкам. Для небольших фирм, которые не имеют финансовой подушки, это обойдется в десятки раз дороже, чем оплачивать бонусы за объемы продаваемых товаров и за централизованные транспортные услуги", - говорит президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина.

    И если производители того же детского питания не впишутся в суммы самостоятельной логистики, то это скажется на отпускных ценах. Повлияют на конечные цены производителей и издержки, связанные с массовым переоформлением договоров с торговыми компаниями. В итоге товары средних компаний-поставщиков, которые с трудом вписались в торговые сети, могут уйти с цивилизованных торговых полок в тень, вырастет рынок фальсификата.

    "Общие затраты только на перезаключение договоров могут составить до 50 миллиардов рублей дополнительных расходов. Эти издержки будут закладываться в цену "на полке", подтверждает замдиректора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников. Продовольственная инфляция, по расчетам центра, ускорится на 1-2 процентных пункта. Основной ее удар придется на наименее обеспеченное население.

    Свою позицию крупнейшие ретейлеры сформулировали лаконично. Ограничение на рекламу в магазинах в первую очередь ударит по отечественным производителям. А это сегодня один из самых действенных и проверенных способов сдерживания цен.

    Реакция представителей местных розничных сетей намного пессимистичнее. Из-за ограничения логистики затруднится доставка товаров в отдаленные районы. Ускорится вымывание местных и региональных сетей, обычно ориентированных на местных производителей.

    Первый проректор НИУ ВШЭ профессор Вадим Радаев считает, что сейчас гораздо выгоднее самим торговцам пересмотреть модель бонусов, заменив их во взаимодействии с поставщиками, например, на скидки к закупочным ценам. Резкое ужесточение закона о торговле обесценивает идею саморегулирования, говорит он.

    А у директора по развитию ассоциации производителей и поставщиков "Руспродсоюз" Дмитрия Вострикова совсем другое мнение. По его словам, объективных экономических причин для роста цен в виду принятия законопроекта нет. Более того, цены даже могут затормозиться или пойти вниз, так как предполагается, что расходы поставщиков и сетей по учету фиктивного маркетинга исчезнут, а отношения станут прозрачнее.

    Правительственные поправки не ограничивают размеры оплаты за логистические услуги, поэтому причин, что продукты не доедут в дальние регионы нет, добавил он.

    Дисскуссия продолжается.

    Поделиться