Сергей Летов оживил "Носферату" музыкой

В фокусе 25.04.2016, 13:45 | Текст: Шамиль Керашев , Дмитрий Сосновский
Музыкант Сергей Летов. Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС
Музыкант Сергей Летов. Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

"Библионочь" в этом году сделала москвичам замечательный подарок - выступление легендарного Сергея Летова с эмбиентовым дуэтом Cisfinitum. В Библиотеке имени Некрасова необычный коллектив в режиме реального времени создавал и исполнял саундтрек к классическому фильму 1922 года "Носферату. Симфония ужаса".

Перед показом картины Сергей Федорович пояснил, что подобными проектами занимается уже около 20 лет. Интерес к золотому фонду немого кино, конечно, сохраняется, и музыкальный фон - существенный элемент при просмотре незвуковых картин. Впрочем, иногда фильмы, наоборот, выполняют вспомогательную роль на музыкальных концертах. Но этим вечером, конечно, главным объектом всеобщего внимания стала бессмертная лента Фридриха Мурнау.

Ей, как и другим представителям немецкого киноэкспрессионизма (вспомним, например, другой "протохоррор" - замечательный "Кабинет доктора Калигари"), удалось избежать обидного, но порой справедливого для картин тех лет статуса музейного экспоната. При всей абсолютно понятной наивности - а иногда и комичности - "Носферату" как "ужастика", пересмотреть его весьма полезно. Хотя бы ради понимания того, насколько часто он цитируется в современных жанровых вампуках (и не только - вспомним замечательный прошлогодний "Багровый пик" дель Торо) - и речь тут, конечно, не о вампирах, а о наборе художественных и психологических приемов (включая, например, пресловутые "скримеры"). Что касается эстетической стороны, то ее ценность уж точно не из разряда архивных. Фильм Мурнау и по сей день можно с уверенностью назвать красивым и стильным. Чего стоят одни лишь готические декорации и словацкие пейзажи, совершенно немыслимые в ту эпоху сугубо павильонных стандартов.

Кто-то может усомниться в необходимости "осовременнивания" такого почти уже столетнего шедевра электронной музыкой. Вот только мастерство и чуткость Сергея Летова поводов для сомнений никогда не давали. Не дали и на этот раз. Выдающийся музыкант и его коллеги подошли к делу максимально деликатно. Их стараниями "Носферату", не переставая быть черно-белым и оставаясь самим собой, окрасился в новые "цвета". В этой звуковой палитре находилось место и тревоге, и страху, и даже иронии. Надо ли говорить, насколько все это далеко от привычных пошлых и безвкусных оркестровок?

По признанию Сергея Федоровича, он смотрел "Носферату" неоднократно. Это, разумеется, расширило пространство для его импровизационных маневров - причем не на традиционном саксофоне, а на несколько диковинном в наши дни инструменте - духовом midi-контроллере. Кроме того, на сцене присутствовали синтезатор и обычная акустическая скрипка: с их помощью свое мрачное нойзовое полотно плели двое из Cisfinitum, пока их запись основной темы с простым, но очень впечатляющим лейтмотивом нагнетала атмосферу.

Уникальное выступление, которое в этой форме уже никогда не повторится, демонстрировалось в прямом эфире на YouTube, и это завораживающее видео на радость прогрессивному человечеству все еще доступно.

Читайте также