Новости

25.04.2016 11:22
Рубрика: Культура

Телеканалы подготовили к Пасхе новые фильмы

 Фото: depositphotos.com  Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

Повторить путь Христа

Премьера состоящего из двух частей документального фильма "Путь Христа" - 30 апреля в 15:15 на Первом канале. Авторы картины, пытаясь дать ответ на вопрос, каким на самом деле был Иисус, съездили в Назарет, Вифлеем, Иерусалим и другие святые места. Практически повторили тот путь, которым шел по жизни их герой.

Чтобы представить себе, что именно придется увидеть, достаточно рассказать об одном эпизоде. После Крещения в реке Иордан, по сути, первого события из жизни Христа, которое описано в Библии, Иисус "удалился в пустыню". При слове "пустыня" представляются пески и барханы, но авторы покажут, где это было на самом деле. Сегодня на этом месте построен монастырь Искушений или, как его еще называют, 40-дневный монастырь. Находится он буквально в 7 километрах от Иордана. Полтора часа ходьбы, не больше.

В монастыре Искушений сегодня живет один единственный монах. Он принимает записки о здравии и за упокой от всех, кто сюда приезжает. И тут же громко читает имена. Этим он показывает, что понимает русский язык. Записки надо писать печатными буквами. Все имена - только в именительном падеже. По традиции на память можно забрать из монастыря камушки, освященные в пещере Иисуса. Это своего рода обереги.

Зрители узнают еще много необычайно интересного. А завершат авторы свой рассказ в Храме Гроба Господня. В фильме приняли участие: духовные лица, историки, археологи, известные деятели культуры - Екатерина Андреева, Антон и Виктория Макарские, Стас Михайлов, а также Вячеслав Фетисов - легенда советского и российского хоккея.

"Русский след" - на Афоне

Документальный фильм Сергея Холошевского "Афон. Русское наследие" - на НТВ 30 апреля, в 15:00. Корреспондент отправился в единственную в мире монашескую республику для того, чтобы найти здесь "русский след".

Святая Гора Афон, государство в государстве, единственная в мире монашеская республика. Двадцать монастырей, десятки скитов и келий, святыни и чудотворные иконы. Создатели фильма получили благословение для работы в крупнейших монастырях Афона, многочисленных скитах и кельях. Им удалось увидеть богослужения, повседневную монашескую жизнь, послушания и трапезы, побывать в самом труднодоступном месте Афона - Карулях. Для того, чтобы пробраться к кельям старцев-отшельников, как и сотни лет назад, нужно проделать опасный путь - пройти по краю обрыва, держась за прибитые к скалам цепи. Монахи здесь живут уединенно и не желают показывать свои лица.

Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, Ватопед, Хиландар, Эсфигмен, монастырь Святого Павла, Андреевский скит, Ксилургу, Старый Русик, пещеры Антония Печерского и Афанасия Афонского - во всех этих святых местах, притягивающих паломников со всего света, побывала съемочная группа НТВ.

Пасха и Первомай

Новый документальный фильм Алексея Пивоварова и Ольги Беловой "Красная Пасха", который можно будет посмотреть также на НТВ (1 Мая, в 19:20), посвящен истории главного церковного праздника и традициям, связанным с ним в России. Акцент в фильме сделан на том, как в разное время менялось отношение к празднованию Пасхи в нашей стране.

Как известно, дореволюционная Пасха была одним из главных праздников в городе и главным на селе. После же революции религиозные настроения сначала преследовались, потом высмеивались. Борьба с религией быстро стала кровавой. Взамен старых большевики предложили новые праздники и ценности. Стояла задача - не просто запретить праздник, а переучить празднующих. И очевидной альтернативой Пасхе стал праздник Первомая - День международной солидарности трудящихся (символично, но в этом году православная Пасха и праздник Первомая совпадают).

Из фильма "Красная Пасха" зрители узнают, например, как накануне Пасхи на улицах городов и деревень дежурили комсомольские патрули, от которых, словно в шпионских романах, нужно было отрываться поодиночке, как сельским батюшкам приходилось быть конспирологами - они до последнего момента скрывали, в чьем доме будет проходить праздничное богослужение...

Отдельная глава фильма посвящена празднованию Пасхи в годы Великой Отечественной войны. Антирелигиозная пропаганда в то время была практически свернута. И уже в апреле 1942 года в крупных городах страны было разрешено совершать Пасхальный крестный ход вокруг храмов с зажженными свечами, а в Ленинграде в пасхальную ночь был отменен комендантский час, и многие верующие вместо куличей освящали куски блокадного хлеба...

Во времена Хрущева закрытие и разрушение храмов возобновилось с новой силой. В 70-ые годы партия и правительство, пытаясь отвлечь население от православного праздника, прибегали даже к, казалось бы, чуждым западным ценностям - так, например, по ЦТ в пасхальную ночь показывали музыкальное шоу "Мелодии и ритмы зарубежной эстрады". Программа пользовалась феноменальным успехом, но празднование Пасхи все-таки вытеснить не могла...

Светлый Праздник

Телеканал "Россия К" подготовил к празднику специальную программу. Страстной неделе - самому ответственному времени для каждого верующего человека - посвящен премьерный документальный фильме Константина Голенчика "Русская Пасха в Иерусалиме" (30 апреля, 22:30).

Оратория "Страсти по Матфею". Музыка митрополита Илариона (Алфеева) в эфире - 29 апреля, 23:50 - это произведение для солистов, хора и оркестра, которое раскрывает драму последних дней жизни Иисуса Христа на языке русской православной традиции. Исполнители: Анна Аглатова, Елена Манистина, Алексей Татаринцев, Михаил Казаков, столичные хоровые коллективы, Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского, дирижер Владимир Федосеев. Партию Евангелиста исполняет автор - митрополит Иларион (Алфеев).

Документальный цикл "Царица Небесная" (26-29 апреля, 18:00) посвящен иконам. Речь пойдет о Владимирской иконе Божией Матери, Казанской иконе Божией Матери, Феодоровской иконе Божией Матери и иконе Божьей Матери "Неупиваемая чаша".

В рубрике "Шедевры хоровой музыки" (25-29 апреля, 18:30) представлены документальный фильм митрополита Илариона (Алфеева) "Иоганн Себастьян Бах - композитор и богослов" и музыкальные программы "Владимир Спиваков и Академический Большой хор "Мастера хорового пения", "Владимир Федосеев, БСО им. П. И. Чайковского и Государственная академическая певческая капелла Санкт-Петербурга им. М. И. Глинки", "Владимир Минин и Московский государственный академический камерный хор", "Владимир Спиваков, Национальный филармонический оркестр России и Академический Большой хор "Мастера хорового пения".

30 апреля в 12:05 и 17:30 о вере, о Боге, о том, какой путь им пришлось пройти, чтобы найти ответы на важные вопросы, - в исповедальных интервью Юрия Вяземского и Наталии Нарочницкой из цикла "Звезды о небе".

Прогулка по Москве православной - в программе "Пешком…" (1 мая, 16:20).

Об одном из самых внушительных зданий Смоленска - Успенском соборе - речь пойдет в фильме "След Одигитрии" из цикла "Искатели" 1 мая в 16:45. Именно в Успенском соборе со дня постройки храма хранилась знаменитая икона Смоленской Божией Матери - древняя Одигитрия. Она пропала или ее все- таки можно найти? Этому посвящена картина.

Альманах "Странно и наоборот" покажет другую литературу XIX века

"Странно и наоборот. Русская таинственная проза первой половины XIX века". Составитель Виталия Бабенко, М.: "Бослен".

Любителям литературы кажется, что они все знают о прозе XIX века и ничего нового уже для себя в ней не откроют. Но не тут-то было.

"В сущности, эта книга, при всех аристотелях, цицеронах и заплатках, - как раз о веке. Точнее, о литературе века. О русской литературе девятнадцатого столетия, которая кажется нам известной, понятной, "той самой", и тем не менее она - "другая".

Эта литература представляется нам чаще всего весьма серьезной, основательной, психологической, реалистической... наверное, для многих - скучной... Хуже всего - школьно-проходчивый вариант (это когда в школе "проходят"): тут, при беглой "проходке", любая литература может показаться серой и тусклой.

Но ведь литература XIX века - другая. Притом что век остается тем же самым. Эта литература полнится сказочными, волшебными, фантастическими, таинственными фантасмагорическими, невероятными, сверхъестественными, потусторонними, страшными, веселыми, умопомрачительными историями. Надо только знать, в какую сторону посмотреть", - пишет во вступительном слове составитель сборника, журналист, переводчик и писатель Виталий Бабенко.

В альманахе "Странно и наоборот" Бабенко дал слово как самым известным писателям с произведениями, которые на слуху, - Александр Пушкин - "Гробовщик", Михаил Лермонтов - "Штосс", Алексей Толстой - "Семья вурдалака", так и практически неизвестным авторам с неизвестными произведениями - Александр Улыбашев - "Сон". Соседствуют с ними и имена известные с практически неизвестными произведениями: Николай Гоголь - "Кровавый бандурист" (глава из неоконченного романа "Гетьман"), Владимир Даль - "Упырь", Вильгельм Кюхельбекер - "Земля Безглавцев".

Эта книга - увлекательное чтение. Прежде всего потому, что составитель не оставляет читателя наедине с авторами и их произведениями. Щедро приправляя книгу любопытными комментариями и пояснениями.

Литература XIX века здесь открывается с фантастической стороны. Какие-то произведения сильнее, какие-то - слабее. Но читаешь абсолютно все с удовольствием, словно соскучившись по литературному языку...

Мистический и пугающий рассказ писателя, журналиста и музыкального критика Николая Мельгунова "Кто же он?" доставит не только удовольствие от прочтения, но и заставит внимательнее вглядываться в своих друзей и знакомых... Замечательный писатель Евгений Гребенка, незаслуженно "выпавший из литературной памяти", представлен здесь басенной повестью - "Путевые записки зайца". Потеряв со временем в литературном пути этого замечательного автора, не многие вспомнят, что он к тому же автор знаменитых песен "Очи черные, очи страстные" и "Помню, я еще молодушкой была".

Некоторых писателей этого сборника в свое время относили к авторам русской романтической прозы "второго ряда". Может, так оно и было - не главные, не первые. Но сегодня их прозу предпочтешь с большим удовольствием, чем некоторые современные романы.

Кстати, еще одна фишка сборника - он выстроен не по алфавитному порядку, а в соответствии с возрастом авторов. Не знаете с кого начать - приступайте к чтению наиболее близкого вам по годам: интересно же, что волновало писателей в ваши лета несколько веков назад...

Режиссер Оливер Хиршбигель снял фильм о покушении на Гитлера

"Взорвать Гитлера", режиссер Оливер Хиршбигель

В 2004 году немецкий режиссер Оливер Хиршбигель снял "Бункер" - впечатляющую историю падения Третьего рейха, действие которой почти полностью сосредоточено в берлинском бункере, где укрылись Гитлер с Евой Браун и еще несколькими людьми. Фильм был основан на известной книге "До последней минуты", которая представляет собой воспоминания личного секретаря Гитлера Траудль Юнге. Неудивительно, что картину Хиршбигеля хвалили за дотошность, достоверность и точность психологических портретов - все это заслуга не только режиссера, но и автора литературной первоосновы.

"Бункер" имел успех во всем мире, был номинирован на "Оскар" в категории "Лучший фильм на иностранном языке", после чего перед Оливером Хиршбигелем оказалась открыта дорога в Голливуд. Однако первый же англоязычный блокбастер - ремейк классического триллера о нашествии инопланетян "Вторжение" - был провальным с коммерческой точки зрения. Еще хуже вышла история с его следующей американской картиной "Пять минут рая", которая собрала в кинотеатрах США смехотворные 15 тысяч долларов. После этого Хиршбигель успел попробовать себя на телевидении, после чего в 2013 году снял в Британии фильм о последних двух годах жизни принцессы Дианы. Но картина "Диана: История любви" вызвала лишь уничижительную реакцию критиков в Великобритании.

Поэтому неудивительно, что после многочисленных провалов Хиршбигель вернулся в родную Германию, где спустя 11 лет попытался вновь сделать то, что принесло ему мировую известность - фильм о Гитлере. Но если "Бункер" концентрировался на финале нацистской Германии, то события "Взорвать Гитлера" описывают 1939 год. И в центре внимания здесь не Гитлер, а Георг Эльзер, который в ноябре 1939-го предпринял попытку убийства фюрера. Помня о том, что принесло успех "Бункеру", Хиршбигель строит свою новую картину не как увлекательный коммерческий экшен, а как тягучее погружение в сердце тьмы. Большая часть хронометража тут - не наполненная саспенсом история подготовки к покушению, а то, что случилось после неудачной попытки убийства фюрера. Ничего хорошего, понятно, с Эльзером не произошло - в гестапо Эльзера зверски пытают, выбивая сведения о несуществующих сообщниках. От пыток Эльзер спасается во внутренней империи воспоминаний - Хиршбигель щедро разбавляет мрачную картину застенков гестапо флэшбеками, из которых становится понятно, как у героя зародилась ненависть к нацизму и почему он выбрал для себя мученическую смерть.

"Взорвать Гитлера" сложно назвать шедевром, однако следует признать, что для режиссера, много лет уничтожавшего свою репутацию, это кино - уверенный шаг к тому, чтобы вернуть доверие зрителей.

Группа Twenty One Pilots записала 14 ярких и эмоциональных песен

"Черный кофе". 5 мая, четверг. Москва, YotaSpace.

Эта группа вместе с "Арией" и "Круизом" входила в большую тройку основателей и законодателей отечественного хеви-метала еще в середине 80-х. Судьба всех трех команд сложилась по-разному: "Ария" и по сей день собирает стадионы, почти безостановочно гастролируя по России и другим странам. "Круиз" успешно выступал и после отъезда в США гитариста Валерия Гаины - бремя лидерства на себя брали солист Александр Монин и басист Григорий Безуглый. А вот "Черный кофе" распался в начале 90-х, когда покорять Америку отправился его певец, гитарист и автор едва ли не всего репертуара Дмитрий Варшавский.

Хорошо, что он потом вернулся и в 1999-м возродил "Черный кофе". Но, как сказали бы шахматисты, "был потерян важный темп", да и аудитория перенастроилась уже на другие мощные коллективы.

Варшавскому пришлось взбадривать своим "Черным кофе" поклонников хеви-метала уже фактически заново. Вначале с давними коллегами, тем же басистом Федором Васильевым, потом - с сессионными музыкантами. Теперь группа стабильно в формате трио: гитара - бас - ударные.

Дмитрий Варшавский по-прежнему поет яростно, в присущей ему вокальной манере с частыми переходами на фальцет. Да, голос за эти годы немного изменился, но любовь к тяжелой музыке осталась прежней. На концертах он теперь играет не только песни "Черного кофе", но, например, и Highway Star группы Deep Purple. А в 2015 году у группы вышел очередной альбом "Осенний прорыв", песни из которого она выкладывала в Сеть.

Но нынешний тур, проходящий по России, Белоруссии и Израилю, посвящен 30-летию альбома "Светлый металл". Это второй диск группы, в его названии - суть изобретенной самим Варшавским разновидности хеви-метала. Песни "Путешествие в жизнь", "Знамя мира" и, конечно, "Владимирская Русь" - по сей день среди главных хитов группы и русского рока.

Twenty One Pilots. Blurryface. (CD) Warner Music.

Этот американский дуэт играет модную и очень фэнтезийную музыку, лавируя в стилях от ню-диско до альтернативного хип-хопа и эмо-рока. Смешение стилей, при котором в альбоме появляются еще и и регги, и даб, и рэп-рок, идет на пользу этому альбому: 14 его песен получились завораживающими, резвыми, яркими и эмоциональными.

Высокий голос с чуть сладкими и ерничающими, задиристыми интонациями превращает эту нескучную чехарду ритмов и озорных танцевальных мелодий в хиты, которые очень популярны на дискотеках. Особенно Tear In My Heart и Ride.

Очень завораживающий и бурный mash up. Одновременно и клубный, и вполне стадионный.

Культура Кино и ТВ ТВ и сериалы Гид-парк Кино и ТВ с Сусанной Альпериной Празднование Пасхи