Что удалось сделать за эти годы, какие задачи стоят перед организацией в ближайшем будущем, "РГ" рассказал ее председатель, член Комиссии по делам инвалидов при президенте России Андрей Чепурной.
Андрей Геннадьевич, 25 лет - возраст зрелости. Он уже позволяет подвести некоторые итоги?
Андрей Чепурной: Главное, чего за эти годы мы достигли, - признание того, что инвалиды войны и военной травмы имеют особые заслуги перед Отечеством. Это люди, которые с честью выполнили приказ Родины, пожертвовали ради нее своим здоровьем. Понимание того, что государство должно им помогать, стало серьезным прорывом, потому что раньше к ним был совершенно другой подход. Я, тогда еще мальчишка, сам прекрасно помню, как много было инвалидов после Великой Отечественной войны, которые на каких-то деревяшках вместо нормального протеза, на каких-то каталках ползали по вагонам, побирались. И никто им не помогал. Но в начале 2000-х годов ситуация изменилась. Конечно, это заслуга в первую очередь руководства страны и всего общества. Но сыграла роль и активная позиция нашей организации, наше участие в процессах формирования государственной политики в этой сфере. Была принята госпрограмма социальной поддержки инвалидов. Наша организация разработала для нее подпрограмму поддержки инвалидов войны и военной травмы.
У вашей организации много различных направлений работы. Расскажите об основных.
АЧ: Много сил мы отдаем просветительской деятельности в обществе, чтобы люди понимали проблемы и нужды инвалидов. Разработали программу "Перспектива" - по социальной интеграции, реабилитации и адаптации инвалидов войны и военной травмы и презентовали ее, как создание негосударственной системы реабилитации и интеграции этой категории граждан.
Она прошла экспертизу на уровне администрации президента, правительства, всех министерств, губернаторов всех регионов и получила положительные отзывы. Программа успешно реализуется отделениями ОООИВА, которые действуют почти в 70 регионах. Важное направление - патриотическое воспитание молодежи, привлечение ее к волонтерской работе. Еще одно - участие в законотворчестве в виде поправок к существующим законам и новых законопроектов. Мы делаем много предложений по изменению или внесению дополнений в действующие нормативно-правовые акты.
Над какими задачами вы работаете сейчас?
АЧ: К сожалению, по инвалидам войны и военной травмы до сих пор нет единого федерального закона. Касающиеся их положения разбросаны по разным нормативным актам в министерстве обороны, соцзащите, законодательстве о здравоохранении и т.д. Порой сложно их состыковать, увязать, иногда они даже противоречат друг другу. Например, в свое время министерство обороны сообщало, что служащие в армии по контракту два года смогут без экзаменов поступать в вузы. А минобрнауки постановило: да, можно без экзаменов, но надо представить результаты ЕГЭ. А если парень два года в армии, какое там ЕГЭ, где он мог его сдать? Мы считаем, что самым правильным было бы принять федеральный закон, который определял бы их статус и права. Примерно такой же, как закон о чернобыльцах.
Подготовлен ли законопроект?
АЧ: Мы его разработали. Но пока его не принимают к рассмотрению - минфин дал заключение, что в нем не указаны источники финансирования. А как их можно указать, если неясно, каковы финансовые потребности - неизвестно, какие категории инвалидов войдут в этот закон и сколько их в стране? После завершения военной подпрограммы, которая действовала до 2011 года, все категории инвалидов начали сводить в единую. Разделяют их только по группе инвалидности либо по нозологии - инвалид по слуху, по зрению, по опорно-двигательному аппарату и т.п. Все наши попытки этому воспрепятствовать, к сожалению, не удались. Отдельный учет инвалидов войны и военной травмы прекращен. Раньше были хотя бы данные Пенсионного фонда, где получают пенсии более 200 тысяч человек этой категории. Но это далеко не полная статистика, потому что часть инвалидов войны и военной травмы получают пенсии от минобороны, часть - от МВД, ФСБ и т.д. А там многие данные пока еще засекречены. Но без статистики невозможно подготовить обоснованный законопроект.
Отличаются ли льготы инвалидов войны от тех, кто получил инвалидность в результате несчастного случая или на производстве?
АЧ: Процесс монетизации шел по пути замены льгот денежными выплатами. У военных инвалидов отменили право на бесплатный автомобиль, бесплатное зубопротезирование, внеочередное предоставление жилья. А заменившие их денежные выплаты, к сожалению, этого не компенсируют. 10 лет мы бились, чтобы раненным в ходе боевых действий начали выплачивать возмещение вреда жизни и здоровью, как положено всем по Гражданскому кодексу. Наконец его начали выплачивать, но мизерными суммами: от 3,5 до 7 тысяч рублей. А матери или жене погибшего военнослужащего - 14 тысяч. Тогда как семьям погибших при авиакатастрофах или техногенных катастрофах выплачивают миллионы. Разве это справедливо?
Какие задачи стоят перед организацией в этом году?
АЧ: Этот год богат на юбилейные даты. Будем проводить мероприятия в честь 25 лет нашей организации и 30 лет Центра восстановительной терапии для воинов-интернационалистов им. М.А. Лиходея. Есть и печальные памятные даты - 20 лет со дня трагедии на Котляковском кладбище и юбилей нашего первого руководителя Михаила Александровича Лиходея. Конечно, эти мероприятия потребуют много времени и сил. Но, тем не менее, в планах у нас все постоянные дела - спартакиада инвалидов "Во-Ин спорт, Всероссийский фестиваль "Наследники Победы", слет социальных волонтеров "Благодарное поколение", два марафона "Сильные духом" - один по Московскому региону, посвященный годовщине битвы под Москвой, второй - по Сибири.
Владимир Путин, президент РФ:
"Многие должны были выслушивать известную фразу: "Мы вас туда не посылали". Представляю, насколько это было тяжело и обидно слушать людям, которые рисковали жизнью, теряли там свое здоровье, чьи товарищи погибали. Вы прошли через все это, но пройдя через эти непростые испытания, не только сохранились, как патриоты, как люди, любящие свою Родину, но и принимаете активное участие в работе прежде всего с молодежными организациями. Хочу сказать, что это в высшей степени востребовано".