Новости

26.04.2016 13:10
Рубрика: Власть

Задачи, которые мы выбираем

Дмитрий Медведев определил для минэкономразвития приоритеты развития
Премьер-министр Дмитрий Медведев признает позитивные тенденции в экономике, но для возобновления стабильного роста экономическому блоку правительства еще предстоит решить немало задач.

Глава правительства принял участие в расширенной коллегии министерства экономического развития, чтобы подвести итоги работы минэконмразвития в прошлом году и задать ориентиры на ближайшее будущее. "Каким бы сложным ни был прошедший год, нам удалось стабилизировать ситуацию в экономике", - констатировал Медведев. Не в последнюю очередь этому способствовал антикризисный план действий правительства, который разрабатывался именно в стенах МЭР, за что его сотрудники получили отдельную благодарность от премьера.

"Самое главное - мы с вами принимали решения, которые помогли сдвинуть ситуацию в положительную сторону", - подчеркнул глава кабмина. В числе этих решений - не всегда простых - оптимизация бюджета, поддержка компаний и банков, помощь нуждающимся категориям населения.

Пока что удалось добиться позитивных результатов в отдельных отраслях. С точки зрения макроэкономики пока наблюдаются тенденции к сокращению экономики. "За первые три месяца ВВП сократился на 1,4 процента. Это не очень здорово, но заметны и некоторые положительные тенденции", - уточнил Дмитрий Медведев. В частности, инфляцию удается удерживать на невысоком уровне и снижение продолжается, ситуация с безработицей тоже спокойная.

- Но нам нужно сделать еще многое, чтобы закрепить положительные сдвиги, запустить механизмы долгосрочного экономического развития, вывести экономику из состояния stand-by и перейти в режим роста, - заявил председатель правительства.

Обо всех задачах, стоящих перед экономическим блоком правительства, премьер-министр подробно говорил на прошлой неделе, выступая в Государственной Думе с ежегодным отчетом о деятельности исполнительной власти. К ним относятся поддержка импортозамещения и несырьевого экспорта, улучшение качества деловой среды, оптимизация бюджетной политики, повышение качества госуправления, развитие соцсферы.

Выступая на коллегии минэкономразвития, глава кабмина призвал обратить внимание на структурные реформы, столь необходимые сегодня в стране. Теперь, когда правительство снова возвращается к трехлетнему бюджету и в таком же формате прорабатываются прогнозные документы, такие реформы можно планировать более тщательно в расчете на среднесрочную перспективу.

"Одно из ограничений роста - это низкая инвестиционная активность", - напомнил Медведев. Только за счет государственных средств экономика развиваться не может. Для привлечения частного капитала правительство сформировало и применяет законодательство о государственно-частном партнерстве, программу проектного финансирования, льготные налоговые и таможенные режимы в рамках территорий опережающего развития и так называемого механизма "свободных портов".

- Деятельность институтов развития нуждается в серьезном обновлении, - обратил внимание премьер-министр. - Надо посмотреть, кто чем занимался, какие есть результаты, какие механизмы работают, какие не работают, почему не работают; четко разграничить полномочия, ответственность, чтобы сделать систему институтов развития более компактной и более эффективной. Я думаю, что это можно сделать, и действительно полезно.

В правительстве подготовят предложения по корректировке законодательства об особых экономических зонах. Федеральный закон работает 10 лет, в целом по стране резидентами особых экономических зон являются 450 компаний из 30 стран, которые вложили порядка 180 миллиардов рублей в инфраструктуру и высокотехнологичные проекты. "К работе ОЭЗ возникают вопросы, - признал глава кабмина. - Очевидно, должны быть подготовлены предложения по корректировке законодательства, чтобы все- таки эти зоны работали эффективно".

Еще одно приоритетное направление связано с государственной поддержкой бизнеса через сокращение административных процедур. "Мы мастера изобретать всякие новые сборы, которые всегда объясняются благими целями, - не удержался Медведев от иронии. - И, наверное, так оно и есть, это цели благие. Но в конечном счете появление всякого рода квазифискальных платежей реально бьет по деловому климату в нашей стране. Все это остается в важнейших задачах министерства, которые нужно будет решать и в этом году".

Вместо дополнительного административного и фискального давления лучше развивать спрос на продукцию отечественных предприятий как на внутреннем, так и на внешних рынках. "Наши предприятия уже начали выпускать аналоги иностранных товаров, которые до этого не производились в нашей стране или производились в незначительных объемах", - указал премьер.

Прогноз

Глава минэкономразвития Алексей Улюкаев исключил сколько-нибудь существенный спад экономики в этом году. Он напомнил, что падение ВВП в прошлом году хотя и было значительным (3,7 процента ВВП), но все же оказался гораздо ниже, чем прогнозировали международные рейтинговые агентства и многие экспертные центры в России, такие как Институт Гайдара и НИУ "Высшая школа экономики" (5-6 процентов).

"И в этом году коллеги продолжают упорствовать в своем заблуждении и рисуют цифры спада в 1,5-2 процента, - отметил Алексей Улюкаев. - Я хочу им сказать: не дождетесь!"

Ранее на заседании правительства он представил обновленный макропрогноз, который ляжет в основу поправок в бюджет этого года. Из него следует, что при среднегодовой цене нефти Urals в 40 долларов за баррель ВВП в этом году сократится на 0,2 процента. При этом Банк России гораздо более сдержанно оценивает перспективы экономики, прогнозируя в своем базовом сценарии, рассчитанном на 30 долларах за баррель по году, спад до 1,5 процента.

Отверг министр и "простые решения" в экономике в виде "раздачи денег" и "цифровых фетишей", таких как таргет по инфляции в 4 процента и потолок для дефицита бюджета в 3 процента.

На достижении 4-процентной инфляции в 2017 году сосредоточил свои усилия ЦБ, и рисками для нее он объяснял все последние решения сохранять ключевую ставку на уровне 11 процентов. В обновленном макропрогнозе минэкономразвития относит достижение таргета на значительное более поздний срок - 2019 год. При этом Улюкаев ранее настаивал на том, что пространство для снижения ставки есть, и сейчас, накануне очередного заседания совета директоров ЦБ, которое состоится в пятницу, фактически еще раз подтвердил свою позицию. А уровень дефицита госказны может обсуждаться в ближайшее время в связи с подготовкой поправок в бюджет текущего года. Минфин считает необходимым удержать дефицит в рамках 3 процентов ВВП, глава минэкономразвития неоднократно говорил, что и вовсе бездефицитный бюджет может быть несбалансированным, если он не направлен на экономический рост. "Низкого уровня дефицита бюджета и инфляции недостаточно для качественно новой экономики", - подчеркнул министр на этот раз.

Алексей Улюкаев напомнил еще об одном предмете для дискуссий с Центральным банком: программа проектного финансирования по низким ставкам, в которой основой является льготное фондирование инвестпроектов с использованием ресурсов Банка России, а отбор проектов проводит комиссия при минэкономразвития. В рамках программы проектного финансирования в прошлом году были профинансированы 42 проекта на 350 миллиардов рублей. Улюкаев считает этот канал поступления денег в реальную экономику одним из главных способов преодоления инвестиционного спада. "К сожалению, в этом году мы продолжаем только реализацию начатых проектов, и, для того чтобы принять новые, нам необходимо и решение вопросов с лимитом на рефинансирование Банка России для этих целей", - отметил министр. А ЦБ к эффективности программы относится скептически и, пользуясь своей независимостью от правительства, лимиты на нее расширять не планирует.

В отношении госмонополий глава минэкономразвития подтвердил, что их ждет опережающее сокращение издержек и индексация тарифов на уровне "инфляция минус" еще по крайней мере четыре года. Уже подготовлены директивы для снижения издержек "РусГидро" и "Россетей", рассказал министр, отметив, что с аналогичной работой уже справились "Российские железные дороги".

Напомнил министр и о других основных целях на этот год, в частности, о развитии несырьевого экспорта (минэкономразвития подготовило проект закона поддержки экспорта), продвижении в сторону преференциальной торговли с Индией, Израилем, Египтом и другими странами, поддержке малого и среднего предпринимательства, комплексе мер по снижению регуляторной нагрузки на бизнес. Он высоко оценил деятельность "Корпорации "МСП", благодаря которой существенно вырос объем госгарантий малому и среднему бизнесу и повысилась доступность кредитных ресурсов.

Власть Работа власти Внутренняя политика Правительство Председатель Правительства Правительство Минэкономразвития Финансовый кризис в России РГ-Фото
Добавьте RG.RU 
в избранные источники