Опрос: 40 процентов россиян оставляют чаевые в кафе и барах

Чаще всего россияне оставляют чаевые официантам и барменам. Такой вывод можно сделать из результатов опроса, проведенного Исследовательским центром портала Superjob по просьбе "Российской газеты". Мы, в свою очередь, решили выяснить, как с этим обстоят дела в других странах, и могут ли чаевые стать обязательными.

О том, что они регулярно оставляют чаевые в кафе и барах, заявили 39 процентов всех опрошенных респондентов. Интересно, что женщины более щедрые, чем мужчины.

На втором месте в рейтинге получателей чаевых находятся таксисты. В этом признались 12 процентов опрошенных. И опять же щедрее оказались женщины.

Другая картина складывается в ситуациях, когда в качестве получателей чаевых фигурируют заправщики и автомойщики. Чаще чаевые им оставляют мужчины. Парикмахеров и мастеров маникюра деньгами благодарят 7 процентов женщин и 3 процента мужчин. Но в целом только 5 процентов работников салонов красоты, судя по результатам опроса, получают чаевые. Дальше идут курьеры, горничные и администраторы в гостиницах, массажисты, уборщицы, гардеробщики и автомеханики, врачи.

Что касается средней суммы чаевых, то самые большие вознаграждения традиционно в гостиницах и отелях - средняя сумма около 300 рублей. В ресторанах и барах - 165 рублей, в парикмахерских - 123. Курьер в среднем получает 115 рублей, таксист - 77, а заправщик - 54 рубля.

Примерно 15 процентов россиян вообще никому чаевых не оставляют. По их мнению, сервис в России оставляет желать лучшего, поэтому чаевые давать не за что. Такая позиция клиентов подтолкнула некоторых владельцев кафе и ресторанов включать чаевые в счет. Даже когда клиент платит карточкой. Эксперты видят в этом резон, но не совсем согласны, что это правильно.

"Сущность чаевых во многом - это возможность повысить заработную плату сотрудников сферы обслуживания, которая, как правило, небольшая", - рассуждает советник президента по Интернету Герман Клименко. Однако в идеале давать чаевые - право, а не обязанность клиента, замечает он. И их размер должен определяться не какой-то третьей стороной, а зависеть от степени возникшей у самого клиента симпатии, от качества, приветливости, быстроты проделанной работы. "Не секрет, что официанты сами оценивают успех своей работы исключительно по количеству полученных чаевых", - добавляет Клименко.

Сегодня вообще не существует законодательного определения чаевых. Есть лишь нормативы Международного трудового законодательства, они определяют эти деньги как сумму, которая добровольно вручается клиентом работающему в дополнение к той, что он обязан выплатить за оказанные услуги.

Оборот чаевых в России, по экспертным оценкам, составляет несколько миллиардов рублей в год. Понятно, налоги с них не платятся. В Федеральной налоговой службе "РГ" пояснили, что если чаевые рассматривать как процесс дарения, то под налогообложение они и не должны подпадать. В минфине заверили, что в основных направлениях налоговой политики, согласованных правительством, нововведений по чаевым нет, и никаких инициатив по этому поводу в ближайшее время не планируется.

А как у них?

Процент имеет значение

В Германии чаевые - принятая форма благодарности в сфере услуг. Обязательно надо оставлять несколько евро в ресторанах и парикмахерских, неплохо класть монеты на столик, покидая гостиничный номер.

Часто дают чаевые почтальонам, приносящим посылки, а на Рождество принято давать деньги в конвертике постоянному письмоносцу, с которым люди знакомы лично. Принято благодарить также хороших таксистов. Сверх счета часто платят приходящим слесарям, ремонтникам, уборщицам, разносчикам пиццы и курьерам. Однако дело это в Германии сугубо добровольное. Но и очень много давать тоже не принято. Одно время на лыжных курортах Германии ходили байки о российских туристах, оставлявших по 500 евро лыжным тренерам. Это было для немцев необычно.

Пунктик при подаче чаевых - эти деньги легко увести от налогов. Вообще-то все доходы, в том числе чаевые, необходимо раскрывать. Но финансовые органы закрывают на это глаза, хотя за год чаевыми набегает несколько десятков миллионов евро.

В Греции процент за обслуживание, как правило, уже включен в счет. Впрочем, если сервис или кухня в заведении очень понравились, то в знак уважения оставить еще 10-15 процентов от общего счета - нормальная практика. В среднем за чашку кофе стоимостью 2-3 евро оставляют 10-20 евроцентов, а за полноценный ужин с вином - 3-5 евро. Греческие таксисты, как правило, округляют счет за поездку в большую сторону, но при этом и от сдачи в размере 10-15 процентов за поездку никогда не отказываются.

В США принято давать чаевые всем, кто работает в сфере услуг. В ресторанах - 10 процентов, если не очень доволен, 15 процентов - средне, 18-20 процентов - норма. Чтобы голову не ломать и не считать самому, эти суммы печатают на чеке (не включая в счет, просто для информации). Курьерам и таксистам тоже дают примерно 20 процентов от стоимости услуги. Остальным, типа носильщиков или ремонтников, по мере выполненного и щедрости 5-10-20 долларов.

А в Южной Корее давать чаевые в ресторанах не принято. Может случиться и такая ситуация, что официант будет бежать за вами, требуя забрать сдачу. Примерно схожее положение в такси. Корейские таксисты выдают сдачу до последней воны (местная валюта. - Прим. ред.). Иногда можно "округлить" сумму, сказав: "Мелочь не надо, спасибо", что таксисту будет приятно.

В некоторых развлекательных заведениях и барах, которые работают в основном на иностранцев, могут ожидать от вас чаевых, но при условии, если вы довольны и вас хорошо обслужили. Сумма, как правило, - 10 процентов от общего счета. Можно оставить несколько долларов бармену. Но это все же исключение из правил. Корея - страна без чаевых.

Подготовили Анна Розэ, Александр Гасюк, Игорь Дунаевский, Олег Кирьянов.