Поделиться

    Петербург потратит на капремонт свыше девяти миллиардов рублей

    В 2016 году Петербург потратит на капремонт свыше девяти миллиардов рублей
    В петербургской редакции "Российской газеты" побывал генеральный директор НО "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" Денис Шабуров. Как жители могут контролировать работы в своем доме и стоит ли ожидать повышения размера взносов - эти вопросы мы задали главному по капремонту Санкт-Петербурга в ходе "делового завтрака".

    Денис Евгеньевич, вы уже девять месяцев руководите новым для города Фондом капитального ремонта. Как оцениваете итоги 2015 года?

    Денис Шабуров: В 2015 году план работ по капитальному ремонту многоквартирных домов (МКД) в Санкт-Петербурге был выполнен на 84 процента: проведено 2117 видов работ, подрядным организациям выплачено 5,8 миллиарда рублей. Почему не 100? Ряд работ мы не приняли в силу ненадлежащего качества, с подрядчиками были расторгнуты договоры, и в том числе потому, что они так и не приступили к их выполнению.

    Например, в Центральном районе ремонт кровель на одном из объектов подрядчик не начинал, дожидаясь аванса, а мы не переводили деньги, пока он не выйдет на объект с материалами.

    Зафиксированы также случаи, когда мы обнаруживали, что объект, включенный в программу, по факту не нуждается в ремонте. На Большой Морской улице, к примеру, жители отремонтировали лифт своими силами.

    На чем планируете сосредоточиться в этом году?

    Денис Шабуров: Нам очень помогло, что краткосрочный план капитального ремонта на 2016 год был принят правительством еще в декабре. Мы смогли сразу объявить конкурс, и на сегодняшний момент уже на 14 объектах работы завершены, подрядчикам переведены деньги. Предполагается, что в 2016 году мы отремонтируем 1388 домов, проведем более 2,7 тысячи видов работ. Цифры отличаются, потому что в одном доме могут выполняться несколько видов ремонта. Более того, есть поручение провести синхронизацию работ, чтобы в доме не будоражить людей несколько лет подряд, а отремонтировать системы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения одновременно. Мы стараемся придерживаться такой схемы.

    В настоящий момент мы объявили торги на 48 процентов от запланированной на 2016 год суммы, это более четырех миллиардов рублей. А если ориентироваться на краткосрочный план - более 50 процентов. Дело в том, что в этом документе указываются так называемые предельные показатели, то есть максимальная сумма, которую можно потратить. В большинстве случаев после выхода на объект и составления проектной документации она уменьшается, и разница составляет порядка миллиарда рублей.

    Есть ли у вас "черный список" недобросовестных подрядчиков?

    Денис Шабуров: Если договор с определенной компанией был расторгнут в одностороннем порядке, то это безусловное основание, чтобы не допустить ее до последующих торгов. Кроме того, в случае выплаты подрядчику аванса - до 30 процентов стоимости работ - мы требуем банковскую гарантию на эту сумму. Нас за это очень сильно критиковали, но это действенная мера, позволяющая обеспечить возвратность средств. В прошлом году были выявлены 17 случаев, когда подрядные организации предоставили подложные банковские гарантии. Всего подрядчиков у нас было 86, так что доля значительная. Эти материалы мы передали в правоохранительные органы.

    В прошлом году из бюджета планировалось выделить фонду семь миллиардов рублей, и получается, что эти средства в полном объеме вы не освоили. Они будут израсходованы в 2016 году?

    Денис Шабуров: Заблуждение думать, что фонд - это Кощей, который над златом чахнет. Мы не держим эти деньги у себя на счете. В прошлом году строительно-монтажные работы оплачивались исключительно за счет бюджета, и порядок такой: мы получаем деньги из бюджета на оплату конкретных работ при наличии полного пакета документов, в том числе актов по приемке и стоимости выполненных работ. Разница между контрактной стоимостью и фактически выплаченными суммами составила около 100 миллионов рублей. Порой собственник, например, не хочет пускать рабочих в квартиру. В этом случае они пишут официальный отказ, мы работы не проводим.

    Переходящих объектов у нас не было, но ряд работ подрядчики не успели завершить к 1 января 2016 года, как это было предусмотрено контрактом. В случае если работы завершены и приняты собственниками и управляющей компанией, подрядчик может обратиться в суд и получить причитающиеся деньги.

    В 2016 году у нас запланировано работ по капитальному ремонту на сумму свыше девяти миллиардов рублей, предполагается, что семь миллиардов также составят средства городского бюджета, это деньги, собранные за счет взносов граждан.

    Для Петербурга актуален вопрос капитального ремонта зданий-памятников и домов в историческом центре города. Хватит ли взносов жителей?

    Денис Шабуров: Сама процедура проведения ремонта для таких объектов более длительная, поскольку требуется проведение историко-культурной экспертизы. Кроме того, осуществлять строительный контроль на таких объектах может только организация, имеющая лицензию минкульта.

    Что касается расценок, то в ближайшее время могут появиться нормативно-правовые акты федерального уровня, которые будут это регламентировать более четко.

    В целом как вы оцениваете работу фонда?

    Денис Шабуров: Любая сложная система оставляет возможности, чтобы ее улучшить. Тем более, новая. Сейчас мы ждем положение о порядке проведения конкурсного отбора, которое должно издать министерство строительства и жилищного хозяйства РФ. Пока мы действуем на основании собственного документа, в дальнейшем будут введены общефедеральные правила.

    Надеюсь, что они вступят в силу с 1 января 2017 года. Большинство региональных операторов, и Санкт-Петербург в том числе, в 2016 году проводят конкурсы по старым положениям, и новые могут эту работу застопорить: потребуется принять большое количество нормативных актов, чтобы обеспечить соответствие региональных документов федеральным.

    Какой процент счетов МКД ведет региональный оператор и сколько ТСЖ и ЖСК выбрали для себя спецсчет?

    Денис Шабуров: В "общем котле" - хотя мне не нравится это выражение - накапливают средства почти 94 процента собственников. При общем количестве 22 тысячи многоквартирных домов этот способ избрали более 20 тысяч.

    Если жители все же захотят сменить форму накопления, средства будут возвращены им в течение года - это также связано с особенностями бюджетного процесса и планом работ на текущий год.

    Недавно Конституционный суд РФ поставил точку в спорах о том, законны ли взносы на капитальный ремонт, но отметил, что способ сбора денег в "общий котел" должен быть выбран свободно и добровольно. Вы ожидаете судебных исков и массового открытия отдельных счетов?

    Денис Шабуров: КС поставил в этом деле точку, но хотелось бы отметить вот что. Депутаты апеллировали к тому, что государство было обязано провести капитальный ремонт в домах, которые нуждались в этом на момент приватизации первой квартиры, а введение платы перекладывает эту обязанность на граждан. Однако, во-первых, нужно отметить, что с 1991 года, когда был принят закон о приватизации, на капремонт было потрачено довольно много средств, в том числе в Санкт-Петербурге. Сейчас в бюджете города на капремонт также заложены субсидии, которые превышают размер платы, собранной с населения. И я считаю, что такая модель абсолютно четко реализует требования закона о приватизации, потому что самые затратные виды работ - это ремонт кровель, фасадов, системы теплоснабжения и лифтов, аварийно-строительных конструкций - как раз и финансируются из бюджета. Ремонт инженерных сетей - электро- и газоснабжения - можно проводить за счет средств граждан.

    Кроме того, субсидии из бюджета позволяют не увеличивать плату за капитальный ремонт, которая у нас в Петербурге самая низкая в стране. Но мне кажется, что высокая плата сейчас экономически нецелесообразна, так как высокая инфляция съест реальную покупательную способность этих денег. А кроме того, увеличивая плату, мы увеличиваем затраты бюджета на обеспечение мер социальной поддержки льготным категориям граждан. У нас на пятимиллионный город это миллион человек - ветераны войны, многодетные семьи, инвалиды... Суммы, которые пошли бы им на частичное возмещение взносов на капремонт, в Петербурге отправляются сразу на капремонт.

    Как граждане могут контролировать качество работ?

    Денис Шабуров: Во-первых, до начала работ - примерно за полгода - всем собственникам направляется соответствующее уведомление. Решение о проведении работ они должны утвердить на общем собрании, а кроме того, имеют право выбрать лицо, которое будет участвовать в приемке. Чаще всего это председатель совета МКД или ЖСК.

    Конечно, бывают случаи, что к выполненным работам есть претензии. Тогда оплата проводится после их устранения. Но не надо думать, что мы отдаем объект в работу и забываем о нем до момента, когда надо будет платить деньги. Наши инженеры строительного контроля находятся на объекте постоянно, мы контролируем в том числе скрытые работы, причем проводится фотофиксация - до и после.

    Закономерный итоговый вопрос: ожидать ли нам повышения платы за капремонт?

    Денис Шабуров: Это не в компетенции фонда, решение принимает правительство Санкт-Петербурга, которое утверждает ставку один раз в год. На 2016 год она составляет от 2,5 до 3,5 рубля за квадратный метр в зависимости от типа дома. Думаю, что в 2017 году кардинальных изменений тоже не будет, потому что сейчас нам принципиально важно отработать механизм и сбора, и расходования этих средств.

    Поделиться