26.04.2016 15:28
    Поделиться

    Почему в СЗФО выросли долги за выполненные госконтракты

    В СЗФО чиновники задерживают выплаты предпринимателям по госконтрактам
    В субъектах Северо-Западного федерального округа обострилась проблема долгов государственных и муниципальных заказчиков перед предпринимателями. Корреспондент "Российской газеты" выясняла, с чем связана несвоевременная оплата обязательств по госконтрактам. И что необходимо сделать на всех уровнях власти, чтобы исправить ситуацию.

    Долгая история

    В Новгородской области на начало года задолженность региональных и муниципальных структур перед подрядчиками составляла 409 миллионов рублей, сообщает региональная прокуратура. Больше всего долгов накопили чиновники Великого Новгорода, Чудовского, Боровичского, Новгородского, Старорусского районов, региональные органы власти.

    - Так, департамент здравоохранения Новгородской области и подведомственные ему организации не произвели расчет с предпринимателями по 158 государственным контрактам и договорам, заключенным в 2014-2015 годах, - приводит пример старший помощник прокурора региона Елена Баркане. - По данному факту прокуратура области внесла представление руководителю ведомства, которое было рассмотрено и удовлетворено. В результате госзаказчик погасил задолженность на сумму 74 миллиона рублей.

    Всего к апрелю сумму недоимки удалось сократить до 303 миллионов рублей. Но ситуация продолжает оставаться тревожной. Для многих бизнесменов государственные и муниципальные заказы являются единственным источником дохода. Несвоевременное исполнение финансовых обязательств по контрактам провоцирует на таких предприятиях задержки зар-плат.

    В Псковской области на середину февраля чиновники не выплатили подрядчикам по государственным контрактам 150 миллионов рублей. По муниципальным контрактам сумма долга составила 290 миллионов рублей.

    - В основном речь идет о поставках различных товаров, в том числе оборудования, - делится информацией заместитель начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Псковской области Ольга Миловидова. - В сфере услуг государственные и муниципальные заказчики чаще всего не исполняют финансовые обязательства перед строительными организациями. Как объясняют представители органов власти, несвоевременная оплата контрактов связана с недостаточным исполнением доходной части бюджета.

    В Новгородской области главная причина, по которой органы власти копят долги, также связана с недофинансированием. Однако есть еще один дополнительный фактор: чиновники, узнав о секвестре казны, не вносили изменения в уже заключенные контракты.

    - В некоторых случаях у глав муниципальных образований и региональных органов власти была возможность сократить объем работ в рамках госзаказа, чтобы уложиться в урезанные рамки бюджета, - продолжает Елена Баркане. - Однако чиновники этой возможностью не воспользовались.

    25 миллиардов

    Проблема неплатежей актуальна не только для регионов СЗФО. В целом по стране, по данным минэкономразвития России, совокупный объем долга по государственным и муниципальным контрактам на 1 декабря 2015 года составил около 25 миллиардов рублей. Как следствие, снижается уровень доверия предпринимателей к системе государственного и муниципального заказа, падает конкуренция на торгах. В Великом Новгороде, к примеру, на недавний аукцион по ремонту городских дорог не вышел ни один подрядчик.

    - Еще одно следствие - реальный и потенциальный уход подрядчиков с рынка, - комментирует корреспонденту "Российской газеты" ситуацию декан юридического факультета Северо-Западного института управления РАНХиГС Сергей Цыпляев. - В Северо-Западном федеральном округе уже есть примеры, когда организации были вынуждены закрыться, не дождавшись расплаты со стороны бюджетов. В основном речь идет о строителях. А это потеря рабочих мест, потеря налоговых и социальных поступлений, грядущая дополнительная нагрузка на бюджет, связанная с поддержкой безработных.

    Региональные и муниципальные чиновники не отрицают, что задержки при оплате заказов участились.

    - Но что мне делать, если контракт заключался в 2014 году в расчете на межбюджетный трансферт. А в 2015 году этот трансферт резко сократили, - говорит сотрудник районной администрации одного из регионов Северо-Запада, который попросил не указывать его имя. - Сейчас ждем акт прокурорского реагирования, на основании которого мы сможем внести изменение в бюджет 2016 года и выплатить деньги подрядчику.

    В Новгородской области, кстати, тоже есть примеры подобных расчетов с субъектами бизнеса. В Боровичском районе, где задолженность перед предпринимателями со стороны органов местного самоуправления превысила 70 миллионов рублей, прокурор внес главе муниципального образования не только представление, но и предложение изменить бюджет. Акт прокурорского реагирования рассмотрели и удовлетворили, а в бюджете муниципалитета дополнительно заложили 14 миллионов рублей на погашение долга.

    Ревизия приоритетов

    Чтобы предотвратить образование государственных и муниципальных долгов в будущем, на федеральном уровне разработали сразу два законопроекта. На днях минэкономразвития направило в минюст проект поправок в федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Документ распространяет предельный месячный срок оплаты выполненного госконтракта на всех подрядчиков. Раньше правило действовало только для малого и среднего бизнеса.

    Кроме того, минэкономразвития предлагает наказывать чиновников, которые тянут с авансированием и оплатой товаров, работ и услуг по госконтрактам, штрафами на сумму от 20 до 30 тысяч рублей. Проект соответствующих поправок в Кодекс РФ об административных правонарушениях опубликован для общественного обсуждения.

    Как считает Сергей Цыпляев, денежные санкции для чиновников смогут сыграть свою роль. Штрафы, возможно, будут стимулировать государственных и муниципальных служащих активней изыскивать средства, просчитывать заранее, получится ли у казны оплатить тот или иной заказ.

    - Что касается предложения о фиксированном сроке для всех подрядчиков, это хорошая норма. Но, я думаю, для бедных регионов она нереализуема, - продолжает декан юридического факультета Северо-Западного института управления РАНХиГС. - Неясно, что делать с условием месячной оплаты заказа, если в бюджете нет денег. Начинать банкротство региона или муниципалитета, брать коммерческий кредит под большие проценты? Первое - нереально, второе - нежелательно и практически невозможно сделать быстро.

    Чтобы решить проблему региональных и муниципальных долгов, необходимы более глобальные реформы, считает эксперт. Во-первых, изменения на уровне налоговой системы.

    - Сегодня у нас на уровне местного самоуправления сосредоточено порядка 10 процентов совокупно собираемых денег, на уровне регионов - 20-25 процентов. Все остальное идет в федеральный центр. При этом граждане живут на местах, местное самоуправление предоставляет им подавляющий объем услуг. Муниципалитетам и раньше был необходим больший приток финансов. Кризис и вал неплатежей по муниципальным контрактам только обострили эту ситуацию. Во-вторых, требуются изменения на уровне расстановки приоритетов. Нам предстоит провести суровую ревизию бюджетных трат. Нужно сконцентрироваться на самых важных, жизненно необходимых вещах. А какие-то "красивости", вопросы престижа, наверное, придется отложить. Причем желательно отложить эти траты до того, как предприниматели поставили товары и услуги. Это уже вопрос планирования следующих бюджетов, при котором надо исходить из худшего, а не из лучшего прогноза, - подводит итог Сергей Цыпляев.

    Прямая речь

    Владимир Буев, вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства:

    - Бизнесу, работающему на разных отраслевых рынках, всегда имело смысл осторожно подходить к вопросу участия в государственных и муниципальных закупках. Сейчас это нужно делать с двойной и тройной осторожностью. Раньше можно было поставить товары и услуги под честное слово заказчика, зная, что в бюджете все равно запланированы деньги на эти цели. Теперь риски увеличились. Более того, прежние доверительные отношения с чиновниками обернулись для многих субъектов бизнеса безнадежными неплатежами. Исполнители, прежде всего строители, зачастую выполняют работы, которых нет в сметах. До кризиса из такого положения выходили через экспертизу и платили. Сейчас, когда по бюджетам полным ходом идут секвестры, заказчики только кормят обещаниями, отправляют подрядчиков в суд или склоняют к расторжению контрактов по взаимному согласию.

    Даже если вы поставляете товары или услуги строго в рамках сметы, вы не защищены от неплатежей. Если договор расторгается, то в 98 процентах случаев - по этому самому "взаимному соглашению сторон". А по сути предпринимателю угрожают включением в реестр недобросовестных поставщиков, что влечет за собой перекрытие кислорода для работы на рынках госзаказа и неформальный "черный список". Согласно опросам ВШЭ, лишь пять процентов исполнителей госконтрактов идут в таких случаях в суд. Остальные при неподписании актов приемки-сдачи соглашаются на расторжение, не получают деньги, выполнив всю работу или ее часть. Или соглашаются на часть платежа.

    Поделиться