Спасателей не раз критиковали как раз за реформу в надзорной сфере. Причем, МЧС доставалось с разных сторон. То министерство обвиняли в излишней придирчивости к коммерсантам, в постоянных и ненужных проверках, от которых можно было откупиться. Одновременно кое-кто критиковал спасательное ведомство как раз за добровольный отказ от надзорной деятельности. Министру не раз приходилось объяснять, что МЧС от надзора не устраняется, а реформа идет по пути ослабления нагрузки на коммерческие структуры.
И вот в Национальном антикризисном центре руководство МЧС провело масштабные слушания совместно с министром по вопросам Открытого правительства Михаилом Абызовым на тему "Внедрение нового формата организации контрольно-надзорной деятельности в МЧС России".
Слушания должны были снять вопросы относительно того, как будет трансформироваться надзорная деятельность министерства. Золотая середина, как выяснилось, состоит в сокращении количества проверяемых объектов.
Но это не единственная мера. Министр не раз говорил о бессмысленности завышенных штрафов для малого бизнеса. Этими мерами можно легко задушить частника. Но с другой стороны, за нарушения нельзя и по головке гладить. Если коммерсанты почувствуют безнаказанность, то это и будет фактическим отказом от надзорной деятельности. Как же быть?
По словам министра, будет внедрен новый подход: первая проверка повлечет за собой оказание практической помощи и поддержки. В случае необходимости будут выдаваться соответствующие предписания. Это необходимо также и для того, чтобы сотрудники министерства не становились орудием в конкурентной борьбе недобросовестных предпринимателей.
- На особый контроль мы взяли внеплановые проверки. К сожалению, зачастую один предприниматель жалуется на другого предпринимателя, чтобы затруднить ему работу. И мы шаг за шагом, я думаю, совместно с Открытым правительством эту проблему разрешим, - сказал министр.
Владимир Пучков подчеркнул, что одним из важных приоритетов МЧС России в настоящее время является внедрение риск-ориентированного подхода в организацию надзорных функций.
То, что звучит на слух очень непонятно, на самом деле - довольно простая вещь. МЧС будет проводить проверки с разной степенью интенсивности в зависимости от степени социального риска и риска причинения вреда чужому имуществу. Проблема в одном - для внедрения такого подхода должна быть создана система оценки рисков. Согласно действующему законодательству она должна заработать с 1 января 2018 года.
Но до этого срока еще много воды утечет. Как быть сейчас? Учитывая значительную работу по прекращению избыточного регулирования в надзорной сфере, МЧС выступило с инициативой о внедрении новых подходов уже в текущем году. Для этого МЧС досрочно включено в перечень "пилотных" ведомств по внедрению новой модели осуществления контрольно-надзорной деятельности.
В 2015 году в территориальных органах МЧС России внедрена методика планирования проверок, которая позволила в текущем году вывести из сферы надзора более 400 тыс. объектов, сократив проведение надзорных мероприятий более чем на 25 процентов.