Как вы считаете, приглашенные на Dance Open труппы и танцовщики дают достаточно полное представление о состоянии сегодняшнего мирового балета?
Ханс ван Манен: Сейчас в балете много всего интересного. Я на этом фестивале не впервые, меня приглашали неоднократно и с моими спектаклями, и в жюри (правда, то, что выбрали в этом году председателем жюри, стало для меня сюрпризом). Все ребята, которые участвуют здесь в международном гала - очень сильные танцовщики, многих я давно знаю. Так что мне здесь интересно.
У нас давно стараются восполнить голод по западной хореографии ХХ века. Но ваши спектакли, как никакие другие близкие классической основе, парадоксальным образом только начинают входить в репертуар наших театров. Почему?
Ханс ван Манен: Лучше позже, чем никогда. Я счастлив, что это наконец произошло. За прошедший месяц у меня состоялась одна премьера в Большом театре и две - в Мариинском. Таким не может похвастаться больше ни один хореограф! Я горд, что у меня есть возможность представлять свою хореографию в двух лучших балетных театрах мира. Если моя хореография появится еще в Париже, в Opera National, я смогу сказать, что она идет везде.
В последнее время я много работаю с Дианой Вишневой. Она фантастическая. Мы сделали вместе несколько работ, последняя по времени - "Live" в Мариинке, впервые поставленный мной 36 лет назад. А первой мои балеты начала исполнять в России несколько лет назад Ульяна Лопаткина - для гала-концерта в Москве. Публика была невероятная. В антракте вышел в фойе - а когда вернулся, у моего кресла было оставлено шесть букетов. Без подписи. Такого в моей жизни никогда не было.
Я не понимал, откуда русские люди знают обо мне, почему меня всегда так приветствуют здесь. Мне объяснили: "У нас же есть видео". Есть ведь балеты, которые шли так давно, что я уже их не помню, в 1960-70-х, - а люди здесь их знают!
Вероятно, для вас не секрет, что в советские годы у нас тоже танцевали ваши балеты, хотя тогда у нас еще не была подписана конвенция по авторским правам.
Ханс ван Манен: И, может быть, это один из лучших комплиментов, которые можно получить. К счастью, сейчас все авторские права в России соблюдаются, мне вообще не на что жаловаться.
Ваши балеты менялись на протяжении десятилетий?
Ханс ван Манен: Менялись абсолютно. Для меня важна личность танцовщика. Артисты всегда вносят свою индивидуальность. Вроде бы, все делают одно и то же, но выглядит по-разному. Есть две вещи, которые меня вдохновляют: музыка и танцовщики.
В России давняя балетная традиция. А как вы увлеклись танцем в Нидерландах 1940-х?
Ханс ван Манен: Детство мое прошло в центре Амстердама, где я был окружен людьми, танцевавшими в кабаре. Я жил в этом мире, с 13 лет работал как художник по гриму. А в балет пришел довольно поздно - в 18 лет. Сейчас это было бы невозможно, но тогда балет в Голландии только поднимался, мальчиков в нем было очень мало, поэтому руководители компаний были счастливы, что я у них танцую.
Но с момента, как выбрал балет, я не останавливался ни на день: танцевал, создал более 150 балетов, продолжаю ставить до сих пор. Мне нравится это ощущение, когда мне говорят: премьера состоится тогда-то, я живу под этим прессингом: что бы ни случилось, я должен быть готов к дате выпуска спектакля. Это меня держит.