Россельхозбанк плотно займется поддержкой легпрома

В условиях кризиса минпромторг вышел с инициативой разработки программы дополнительной поддержки легкой промышленности на 2016 год, которая была утверждена распоряжением Правительства N 85-р.

В первую очередь речь идет о пакете мер финансовой поддержки, которые пойдут на обеспечение доступности финансовых ресурсов и стимулировании спроса на продукцию легпрома, в том числе кожевенно-обувной подотрасли.

Как ожидается, уже в 2016 году у легкой промышленности появится свой отраслевой банк. По замыслу минпромторга, его функции будет выполнять Россельхозбанк. Сейчас ведомство готовит предложения по созданию механизмов для упрощенного доступа предприятий к кредитным средствам - для инвестиционных целей и на пополнение оборотных средств. О том, сможет ли легкая промышленность, и, в частности, кожевенники, на равных конкурировать с импортными производителями, "Российской газете" рассказал заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов.

Виктор Леонидович, в каких сегментах наша одежда может составить серьезную конкуренцию импортным товарам?

Виктор Евтухов: Российские компании на равных могут конкурировать на рынке масс-маркета в сфере производства мужских костюмов, постельного белья, домашнего текстиля, обуви, трикотажных изделий, нетканых материалов, готовой кожи и ряда других позиций. По итогам 2015 года, несмотря на кризис, производство синтетических тканей выросло на 14,7 процента, материалов нетканых - на 25,1 процента, спецодежды - на 9,1 процента, замши - на 19,2 процента.

Санкции Запада и курс на импортозамещение пошли на руку производителям кожи - количество импортной продукции на отечественном обувном рынке сократилось на 40 процентов. Российские предприятия наращивают объемы производства. Какую поддержку оказывает им правительство?

Виктор Евтухов: Кожевенные предприятия пользуются общими мерами государственной поддержки, которые сейчас оказываются отечественному легпрому и в целом национальной промышленности.

Акцент: Сейчас в России не заготавливается достаточного количества шкур, чтобы загрузить имеющиеся у нас промышленные мощности

Одной из таких мер является предоставление предприятиям отрасли субсидий по кредитам на закупку сырья и материалов. Данная мера поддержки является наиболее важной для легкой промышленности. Доля кредитных средств, используемых на закупку сырья и материалов в общем объеме кредитов, колеблется от 50 до 85 процентов. Кроме того, производство имеет резко выраженный сезонный характер. В период низкого сезона складские запасы позволяют предприятиям выравнивать производственный поток, сохранять стабильный уровень численности рабочих и оплаты труда рабочего персонала. При фактическом отсутствии доступа к "дешевым" деньгам субсидии по кредитам на сырье позволяют предприятиям чувствовать себя более уверенно и, в частности, реализовывать продукцию по конкурентоспособной цене.

Во-вторых, предполагается внести изменения в Закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" и распространить поддержку Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства на предприятия легкой промышленности. По закону под категорию МСП попадают предприятия, на которых занято не более 250 человек. Однако зачастую на предприятиях, которые составляют костяк отрасли и имеют выручку, сопоставимую с выручкой малого и среднего бизнеса, в силу специфических технологических операций занято более 250 человек. Из-за этого они не могут воспользоваться мерой поддержки Корпорации по МСП. Поэтомуминпромторг предлагает внести изменения в закон № 209-ФЗ, предусматривающие право правительства РФ устанавливать предельные значения среднесписочной численности работников для средних предприятий в отдельных отраслях экономики для оказания им господдержки. Теперь, после внесения изменений многие предприятия, которые раньше не попадали под категорию МСП, смогут воспользоваться и мерами поддержки корпорации.

Минпромторгом сформирован перечень предприятий, оказывающих существенное влияние на развитие промышленности. Предприятиям, включенным в этот список, предоставляются субсидии на выплату процентов по кредитам на оборотные средства на сумму до 70 процентов от ставки рефинансирования ЦБ. Это позволяет снизить стоимость финансовых ресурсов, урегулировать вопросы текущей деятельности и сосредоточиться на реализации инвестиционных проектов. В прошлом году это была самая востребованная мера поддержки - предприятия кожевенной и обувной промышленности получили субсидий на общую сумму 130 миллионов рублей.

По нашей инициативе разработана и принята специальная программа финансирования проектов. А именно увеличена предельная величина суммы займа с 300 до 500 миллионов рублей. Целевой объем продаж должен составлять не менее 50 процентов от суммы займа. До этого решения действовала минимальная фиксированная сумма - 500 миллионов рублей. Предельная доля допустимых расходов на технологическое оборудование, включая пусконаладку, увеличена с 50 до 80 процентов.

Минпромторг принимает ряд мер по продвижению российских кожевенников и обувщиков на рынках, в том числе зарубежных. В 2015 году на международной выставке кожи, аксессуаров и комплектующих Lineapelle (Милан, Италия) российские кожевенные компании были представлены на общем стенде, организованном при содействии минпромторга. Такой формат экспозиции позволил дать наиболее полное представление о возможностях и достижениях лучших российских предприятий кожевенной промышленности России. Международная выставка Lineapelle - это важное мероприятие для российских предприятий, где они смогли продемонстрировать свои возможности и найти новых партнеров.

Одно время очень много кожевенного сырья вывозилось за рубеж. Затем правительство ввело запрет на вывоз кожевенного полуфабриката до 25 ноября 2015 года. Затем мораторий продлили до мая 2016 года. Почему послабления даются на такой короткий срок, можно ли запрет на wetblue сделать бессрочным?

Виктор Евтухов: Сейчас в России не заготавливается достаточного количества шкур, чтобы загрузить имеющиеся у нас промышленные мощности. А импорт кожевенного сырья значительно затруднен, так как многие традиционные поставщики шкур на мировой рынок ввели различные ограничения и запреты на внешние поставки. Например, запрет на вывоз сырья и кожевенного полуфабриката введен в Индии, Аргентине, Новой Зеландии, Египте, Белоруссии и др. Высокие экспортные пошлины в Украине, Китае, Эфиопии, Таиланде. Импортное кожевенное сырье довольно дорогое, особенно с учетом падения курса рубля. Именно поэтому в России сейчас действует запрет на вывоз кожевенных полуфабрикатов. Это вынужденная, но, безусловно, необходимая мера. Сейчас дефицит кожевенных ресурсов с учетом импорта полуфабриката превышает 40 процентов. Из-за этого более чем на 15 процентов "просел" сегмент производства кожи и кожгалантерейных изделий и практически остался на прежнем уровне объем производства кожаной обуви. Могу подчеркнуть, что решение было принято по итогам консультаций с представителями отечественной отрасли. Их мнение: на сегодняшний день в условиях роста курса валют и чрезвычайной доходности экспорта данный запрет - это единственный способ "спасти" российские предприятия от сырьевого голода, а также важная мера, помогающая производственникам удерживать свои позиции на рынке. К сожалению, соглашение в рамках Таможенного союза предусматривает возможность запрета вывоза сроком только на полгода с возможностью его продления.

Известно, что примерно 60 процентов отечественной кожи используется в обувном производстве, остальное покупают изготовители одежды, аксессуаров и мебели. Будут ли развиваться новые направления, к примеру, кожа для авиации и производства автомобилей?

Виктор Евтухов: У нас достаточно современных кожевенных предприятий, чья продукция пользуется спросом производителей смежных отраслей как в России, так и за рубежом. Кожевенные заводы производят натуральную кожу для изготовления не только обуви, галантереи, но и мебели, салонов автомобилей. Изделия из кожи используются в авиации, на железнодорожном, речном и морском транспорте. Развитие новых кожевенных производств, применение самых современных технологий и материалов наиболее перспективно именно в секторе B to B.

Пожалуй, следует упомянуть о рассматриваемых сейчас планах строительства нового крупного кожевенного предприятия. Компания "Русская кожа" в настоящее время планирует строительство кожевенного завода в Алтайском крае. Мы заинтересованы в реализации этого проекта и надеемся, что к 2017 году все необходимые решения по этому вопросу будут приняты. На долю Рязанского кожевенного завода, входящего в состав компании "Русская кожа", приходится 35 процентов выпускаемых в России кож разных видов обработки. Почти 50 процентов выпускаемой заводом продукции отправляется на экспорт и используется десятками производителей одежды, обуви, мебели и других изделий в Европе и Азии. Аналогичная ситуация и с ярославским заводом "Хром", он выпускает обувные кожи, в том числе широчайший ассортимент для детской обуви. Вяземский кожевенный завод является ведущим российским производителем мебельных кож. Более 40 процентов его продукции закупают производители мебели из Италии, Индии и ряда других стран. Якутское предприятие "Сахабулт" выпускает изделия из кожи и меха животных Восточной Сибири. Его продукция неоднократно завоевывала российские и международные призы и экспортируется во многие страны мира.

Можете привести примеры, когда товары отечественных производителей получали высокое признание и могли бы использоваться для продвижения продукции? Как, например, лимузин президента России, который будет отделан рязанской продукцией.

Виктор Евтухов: У нас выпускается очень качественная детская обувь. Например, модели, предлагаемые компаниями "Егорьевскобувь" (марка "Котофей"), "Лель" и другие, едва ли чем-то уступают лучшим мировым образцам. Они максимально соответствуют требованиям заботливых родителей: натуральность материалов, правильная ортопедия (колодки, каблучки), удобные застежки, нескользкая подошва и т.д. У нас есть прекрасные успехи по производству обуви для экстремальных видов спорта - в первую очередь треккинговые ботинки и полная линейка горной обуви от скальных туфель до специальной обуви, рассчитанной на высоту до 8000 метров. Главными клиентами, на которых ориентирована наша спортивная обувь, являются не только покупатели, которые предпочитают активный отдых на природе, но и профессиональные альпинисты, спелеологи и скалолазы. Экстремальные условия, в которых проходит обычная работа спелеологов, стали прекрасной проверкой для обуви и одежды нашего производства.

У нас есть и прекрасные примеры сотрудничества российских производителей с иностранными брендами. Так, российский производитель обуви "Брис-Босфор" стал новым лицензионным партнером TheWaltDisneyCompany в России. Это первый опыт контрактного сотрудничества с Disney. Соглашение о партнерстве было подписано в октябре 2015 года и будет действовать в течение двух лет с возможностью продления. Лицензионный контракт предполагает выпуск в 2016 году от 50 000 до 100 000 пар детской обуви под торговой маркой Disney, в 2017 году объемы должны вырасти до 100 000 - 200 000 пар обуви в год. Отмечу, что всего в России производится более 23 млн пар кожаной обуви в год. На мой взгляд, это неплохой показатель.

Какие меры принимаются правительством по стимулированию технического перевооружения предприятий отрасли?

Виктор Евтухов: Действительно, проблема оборудования крайне актуальна. Без постоянного обновления парка оборудования невозможно быть конкурентным на рынке. Во-первых, износ оборудования составляет порядка 40 процентов, во-вторых, станки, применяемые в производстве, на 90 процентов импортные. В условиях девальвации национальной валюты покупка нового оборудования стала дорогостоящим удовольствием.

Чтобы активизировать инвестиционную деятельность, большая часть импортного оборудования для легкой промышленности освобождена от ввозных пошлин и НДС, которые не производятся на территории России. Кроме того, субсидируются процентные ставки по кредитам, взятым на реализацию проектов по техперевооружению и инвестпроектам. Так, с 2010 года было выдано субсидий на техническое перевооружение 631 млн рублей порядка 100 предприятиям отрасли. Кроме того, предлагается организовать систему федерального лизинга оборудования для предприятий легкой промышленности на базе ОАО "Росагролизинг" по аналогии с действующей программой для сельхозпроизводителей. Полагаем, что эта мера позволит решить проблему оснащения предприятий. Для этих целей "Росагролизинг" необходимо докапитализировать на 3 миллиарда рублей.

Кроме того, минпромторг в рамках программы поддержки легпрома предлагает внести изменения в постановление правительства РФ от 12 августа 2013 г. № 687 (субсидирование процентных ставок по кредитам на техперевооружение), распространив его действие на кредиты, взятые в 2016-2017 годах. Объем бюджетного финансирования - 75 млн рублей. Полагаю, что все наши меры поддержки станут существенным подспорьем для предприятий отрасли.

Отрасль нуждается в импортной фурнитуре, химии, комплектующих для обуви. Рубль обесценивается, как это отразится на экспортных поставках?

Виктор Евтухов: В планах - нарастить объем экспорта в 2016 году на 10-15 процентов. Это вполне реально, так как рынок из-за роста курса валют уже освободился на 25 процентов. Обувь российских предприятий, даже несмотря на девальвацию рубля, подорожала на 11 процентов из-за импортной составляющей. Но подорожала она не так заметно, как та же китайская. Например, цена импортной синтетической обуви сравнялась с ценой на продукцию того же "Котофея" из натуральной кожи. Сейчас, когда в странах Юго-Восточной Азии уходят от дешевых технологий, сам труд дорожает, цены на их продукцию растут. В этих условиях мы можем стать интересны Европе как поставщики. Российская обувь уже продается в Белоруссии, Казахстане, странах Балтии, Вьетнаме, Южной Корее, Великобритании, Германии.