27.04.2016 00:42
    Поделиться

    Сельхозсектору необходимо обновить парк тракторов и комбайнов

    Парк тракторов и комбайнов требует обновления
    Российский рынок сельскохозяйственной техники испытывает серьезный дефицит новых машин.

    Как сообщили "РГ" в компании "АСМ-Холдинг", в прошлом году рынок тракторов снизился на 39, а комбайнов - на 6 процентов. При этом доля чисто отечественных производителей тракторов составила 9,7 процента, поднявшись более чем на 2 процента в сравнении с 2015 годом. По комбайнам ситуация лучше - 63,7 процента против 56,3.

    Не станем забывать, что сейчас у России с партнерами по ЕАЭС формируются единые рынки по всем направлениям. А также о том, что техника, выпускающаяся локализованными в РФ зарубежными производителями, в принципе, имеет статус отечественной. Таким образом, с учетом техники, импортированной из стран Евразийского экономического союза и зарубежных брендов внутренней сборки, наша доля по тракторам составляет уже 68, а по комбайнам вообще 98,3 процента.

    Беда в другом, считает гендиректор Союза производителей сельскохозяйственной техники и оборудования для АПК "Союзагромаш" Аркадий Ошеров. Для своевременной обработки сельхозземель в РФ должно быть 900 тысяч тракторов, а имеется лишь 450 тысяч. Комбайнов надо 380 тысяч, а есть 180 тысяч. На одну тысячу гектаров мы имеем три трактора и полтора комбайна, в то время как в Канаде, родственной нам стране по климату, этот показатель приближается к 9 машинам.

    Сейчас мощности предприятий по выпуску сельхозтехники загружены на 20 процентов, то есть при разумной финансовой политике, когда заводы будут иметь средства на развитие, а крестьяне - на покупку машин, ситуация могла бы выправиться сама. Но при нынешней закредитованности и тех, и других чудеса маловероятны.

    Для своевременной обработки сельхозземель в РФ должно быть 900 тысяч тракторов, а имеется лишь 450 тысяч

    На зарубежные поставки рассчитывать тоже не стоит, считает руководитель "Союзагромаша". Против качества импортной техники, конечно, не возразишь. Но не будем забывать о курсе на импортозамещение - это раз. Второе - цена. Если взять, допустим, дорогой немецкий комбайн, то он может вообще не окупиться, поскольку работает всего пару недель в год. Третье - импортная техника требует очень бережного обслуживания, ее в поле молотком и зубилом не починишь. А то, что она ломается - факт. Импортный комбайн рассчитан на урожайность как минимум 50 центнеров с гектара. У нас же хозяйства с урожайностью в основном 11-20 центнеров. То есть комбайн вместо уборки занимается пробегом по полю. И чтобы набрать объем, его гоняют круглые сутки. А что русской технике в порядке вещей, немецкой - смерть или кома. Через три-четыре года такой работы комбайн выходит из строя, и дальше его содержать себе дороже.

    Большая проблема - возраст машин, подчеркнул Аркадий Ошеров. Львиная доля техники уже находится за пределами амортизационного срока, и каждый год выбывает ее больше, чем появляется. И если потребности в тракторах 3-7-го тяговых классов в какой-то мере могут закрыть санкт-петербургский и тамбовский заводы, то вот производство машин класса 0,9-3 в России практически потеряно. Их поставляет нам только Белоруссия.

    Но в России есть завод в городе Лежнево Ивановской области, который способен конкурировать с белорусским производителем. В свое время нашелся инвестор, вложивший средства в производство тракторов по итальянской лицензии. Была выпущена пробная партия в 150 штук. Машины сертифицировали, и крестьяне разобрали их на ура. Но инвестор внезапно скончался, наследники не пожелали развивать производство. И если бы сегодня у государства или частного инвестора нашелся 1 миллиард рублей, чтобы выкупить этот бизнес, то уже в следующем году в Лежнево можно было бы выпустить 5 тысяч конкурентоспособных по цене тракторов. На третий год - 10 тысяч, а потом выйти на уровень в 25 тысяч машин. Это был бы настоящий прорыв в тракторостроении, а вложения окупились бы за пять лет.

    Кстати, второй этап лежневского проекта предусматривал выпуск экономичных дизельных двигателей для недорожной техники, в том числе сельхозмашин. Таких движков при возможном подъеме производства сельхозтехники надо около 200 тысяч в год. Автомобильный дизель для тракторов и комбайнов не подходит: нужен низкооборотистый, с высоким крутящим моментом.

    Такой агрегат как раз недавно создал и представил на выставке "Интерагромаш-2016" Ярославский моторный завод "Автодизель", входящий в Группу ГАЗ. Прототип двигателя ЯМЗ-53405 для зерноуборочного комбайна NOVA от "Ростсельмаша" обладает максимальной мощностью 180 лошадиных сил, максимальным крутящим моментом 670 Нм и номинальной частотой вращения 2200 оборотов в минуту.

    Создание мотора для отечественного комбайна - часть проекта завода по разработке и запуску в производство целого ряда новых модификаций рядных двигателей семейства ЯМЗ-530 для сельхозтехники. Их подготовка, подчеркнул гендиректор ЯМЗ Андрей Матюшин, ведется в тесном партнерстве с крупнейшими российскими производителями машин для АПК. В линейку сельхоздизелей войдут 4- и 6-цилиндровые двигатели мощностью 150-330 "лошадей" для перспективных моделей зерно- и кормоуборочных комбайнов семейств ACROS, VECTOR, NOVA, самоходной косилки KSU производства "Ростсельмаша", и сельскохозтракторов семейства К-708.4, выпускаемых в городе на Неве. Эти двигатели уже прошли сертификацию и адаптацию, а сейчас они испытываются в полевых условиях. Серийные поставки дизелей на предприятия по производству сельхозтехники начнутся уже в этом году.

    Поделиться