27.04.2016 00:49
    Поделиться

    Стимуляция спроса на продукты АПК снизит социальную напряженность

    Необходимо срочно использовать эффективные меры поддержки внутреннего спроса на мясопродукты
    Важнейшее пищевое производство в России практически достигло полного импортозамещения и уперлось в потолок, лимитированное спросом на рынке.

    Это относится в равной степени и к птицеводству, и к свиноводству. А некоторые отрасли - масложировое и зерновое производства - успешно развивают экспорт продовольствия. Для всех этих отраслей сегодня более актуальным является поддержка внутреннего спроса и поддержка экспорта.

    Наиболее своевременной может стать поддержка внутреннего спроса для огромной, вновь построенной птицеводческой отрасли РФ. Стагнация цен, когда уже третий год цена не догоняет инфляцию, снижение рентабельности в условиях невозможности быстрого роста экспорта в существенных объемах - все это является большим риском для современной высококонкурентной отрасли, обеспечивающей 50-процентную долю в структуре потребления мяса. Такая же проблема надвигается в свиноводческой отрасли, доля которой в общем объеме потребления мяса в России достигает 32 процентов. Это именно те отрасли, на которые приходится 82 процента всего потребляемого мяса, которые обеспечивают ценовую, а значит, социальную стабильность на рынке животного белка.

    Сейчас настало время расширить сужающийся с 2014 года мясной рынок. Именно поддержка программы дополнительной продовольственной помощи населению является как эффективным методом экономического стимулирования роста, так и социальной поддержки семей, экономически ущемляемых в кризисных условиях.

    Особенно теперь, когда население во многом вынужденно переходит на продукты с большим содержанием углеводов (сахаров) вместо важного для здоровья нации белкового питания. Это решит проблему белковой недостаточности, что напрямую затрагивает каждого человека. Но загвоздка в том, что каждое ведомство в отдельности имеет много задач в рамках бюджетных субсидий, и в основном - это проекты стимулирования роста производства.

    Возникает вопрос, а кто будет покупать новый объем продуктов? Ведь экономические возможности населения остаются вне этих программ. Разве ведомства не видят очевидные выводы статистики, констатирующий спад этих рынков. Импорт по этим позициям уже вытеснен!

    Мы не видим другого инструмента, который настолько быстро и эффективно мог бы снизить социальное неравенство, напряженность и одновременно помочь агропромышленникам, как стимулировать спрос и тем самым опосредованно поощрить рост производства стратегически важных продуктов за счет внутреннего рынка.

    Будет справедливым обеспечить нуждающиеся семьи минимальным пакетом важнейших продуктов

    Проблема в мясной отрасли РФ, которая постоянно нарастает, но пока не сформулирована - это производство, превышающее спрос. Тем самым, в частности в птицеводстве, где предложение отечественного производителя растет ежегодно примерно на 7 процентов, даже небольшой рост потребления белого мяса не позволяет поднять цены производителей хотя бы на уровень инфляции. И так происходит уже несколько лет. В ближайшее время похожая ситуация может возникнуть и в свиноводстве.

    Импорт мясопродуктов от общего потребления в 2015 году составил менее 10 процентов от спроса на рынке. По нашему прогнозу, в этом году объем завезенной продукции составит около 5-7 процентов. Таким образом, импорт уже не оказывает существенного влияния на развитие рынков.

    Если говорить о качестве отечественного мяса, в первую очередь охлажденного, то оно произведено по лучшим технико-технологическим стандартам. Постепенный уход от импорта существенно улучшил структуру сырья для производства мясопродуктов в РФ.

    Это связано с тем, что при значительных объемах ввозимого мяса до 2015 года РФ импортировала свиных жиров около 30 процентов от общего объема привозной свинины. Это огромная величина, характеризующая, как мы активно используем животные жиры. Сейчас это импортное жирное сырье в производстве в большинстве своем заменено более полезными мясными отрубами, в том числе белым мясом птицы отечественного производства.

    В связи со спадом и стагнацией потребления мяса и мясопродуктов очень актуальным нам представляется задача развития внутреннего спроса и экспортных поставок.

    Развитие экспорта мяса и мясопродуктов достаточно инерционный процесс, требующий многократного повторения различных операций, как организационных, так и ветеринарных, санитарных, а также логистических. Но этот процесс крайне важен, поэтому отечественные компании нацелены на преодоление этих препятствий.

    Но пока экспорт будет развиваться, необходимо срочно использовать эффективные меры поддержки внутреннего спроса на мясо, что в сложившихся обстоятельствах решает одновременно важные социальные проблемы для семей с низкими доходами.

    Если говорить о дополнительной продовольственной помощи населению, мы настаиваем, что будет справедливым обеспечить нуждающиеся семьи минимальным пакетом/ уровнем потребления важнейших продуктов - носителей высокой пищевой и биологической ценности. К ним относятся растительные масла (отечественные). Это самый дешевый продукт с максимальной энергетической ценностью. Важным представляется такое преимущество, что оно хорошо хранится, удобно для логистики на дальние территории и склады с плюсовой температурой.

    Крупы - это лучший источник пищевых волокон и витаминов. Россия экспортирует многие из зернобобовых.

    К ценным биологически важным продуктам относятся и мясные консервы из мяса птицы. Производство отечественного мяса птицы занимает 95 процентов и всего 5 процентов - это остатки импорта. Это самый дешевый продукт в линейке мясных продуктов в пересчете на единицу постности (на единицу полезного, полноценного белка) имеет стандартный вес. Кроме того, консервы из мяса птицы удобны в логистике, а также в хранении при любых погодных условиях. Кроме того, потреблять мясо птицы можно без этических и религиозных ограничений, в отличие от свинины.

    В минимальный пакет продуктов необходимо обязательно включить и молоко - важнейший продукт, который особенно нужен детям. Он упакован, имеет стандартный вес, длительные сроки хранения, удобный в логистике. Пока недостаточно производимого объема отечественного молока, зачастую его изготавливают из восстановленного (сухого) молока и которое в том числе завозится из Белоруссии.

    Это самый короткий список важнейших продуктов, носителей высоких пищевых свойств, за минимально возможную стоимость за набор продуктов.

    Поделиться