Вслед за комментированным изданием скандального манифеста Адольфа Гитлера "Майн Кампф" в Германии выпустили четырехтомник под названием "Гитлер. Путеводитель". Историк Харальд Санднер работал над ним 20 лет, изучая и восстанавливая по историческим источникам буквально каждый день жизни нацистского вождя и следуя за ним по пятам. В книге детально описаны все его перемещения, маршруты и места остановок с 1889-го по 1945 год. Новый "путеводитель" развенчивает многие мифы и, по мнению автора, свидетельствует о "паранойе фюрера".
Книга была презентована с размахом - в самом известном подземном бункере Берлина. По словам Санднера, он видел свою задачу в том, чтобы "убрать белые пятна истории", а также "примирить немецкие города с их нацистским прошлым". "Мы постоянно имеем дело с последствиями поступков Гитлера, и лучшей прививкой против национал-социализма было бы изучение последствий этих деяний".
Около 2,5 тысяч страниц, более двух тысяч фотографий - через свое исследование историк пытался проследить логику поведения человека, с которым связаны трагические страницы истории XX века. Выяснилось, что Гитлер совершал немало тайных поездок. Например, посещал предприятия концерна тяжелой промышленности Круппа в два раза чаще, чем считалось прежде. При этом его поведение страдало ярко выраженным психическим расстройством: фюрер мог отдать приказ об убийстве тысяч человек и при этом проявлять сентиментальность в быту. Кроме того, его повседневная жизнь была крайне регламентирована - Гитлер создал вокруг нее нечто вроде ритуала, призванного подчеркнуть свою роль вождя.
Харальд Санднер рассказал, что использовал в работе не только архивы ФРГ, но также Национальный архив США и Центральный архив министерства обороны РФ. При этом главный вопрос, над которым он размышлял все эти годы, разглядывая многочисленные фотографии времен "третьего рейха", касается не только и не столько личности Гитлера. "Мои предки были нормальными людьми, они любили жизнь. Но в конечном счете стали нацистами. Они могли не состоять в партии, но до самого конца придерживались ее линии", - говорит Санднер, пытаясь понять, почему так вышло. И ответа у него нет.