Новости

28.04.2016 20:35
Рубрика: Общество

Луна до востребования

Куда полетим с нового космодрома
Почему решили строить космодром Восточный именно в Приамурье? Как рассказывают специалисты, рассматривалось до шести возможных точек его размещения: две - в европейской части страны, две - в Сибири и две на Дальнем Востоке.

Огромное преимущество Восточного в том, что трассы запусков проходят над водой и малонаселенными районами Дальнего Востока. При этом активные участки полета не проходят над другими странами. Нет необходимости создавать огромные зоны для падения ступеней ракет-носителей: в основном они будут падать в океан. Так что Восточный встает в один ряд с известными стартовыми площадками США и Японии.

Новый российский космодром позволит обеспечить независимый доступ в космос с территории нашей страны по всему спектру космических задач. И это очень важно. Владея собственным гражданским космопортом, с которого можно запускать и "автоматы", и "пилотники", исследовать дальний космос, Россия становится особо значимым партнером в международных проектах.

Техническое и эскизное проектирование Восточного начали в 2011 году, а к строительству приступили в июле 2012 года. Через три года, 17 июня 2015-го, комплекс средств измерений, сбора и обработки информации космодрома впервые принял телеметрию с Международной космической станции. А третьего июля командный пункт Восточного впервые принял телеметрию уже с транспортного грузового корабля "Прогресс М-28М", который стартовал с космодрома Байконур.

Огромное преимущество Восточного: трассы запусков проходят над водой и малонаселенными районами

Изначально первый пуск "Союза" ожидался в 2015 году, а первый пилотируемый старт - в 2018-м. Однако когда в октябре прошлого года Владимир Путин прибыл на космодром Восточный, он призвал не проводить строительные работы в спешке, а работать над подготовкой Восточного к первому запуску с ритмичностью и внимательностью. "Космонавтика - не та сфера, где нужны сверхусилия и штурмовщина", - подчеркнул президент.

Новый российский космодром эксперты уже называют лучшим в мире. "Это не преувеличение? - с таким вопросом корреспондент "РГ" обратился к руководителю "Роскосмоса" Игорю Комарову. "Считаю, что Восточный - однозначно лучший, - ответил Игорь Анатольевич. - И по многим параметрам он превосходит мировые аналоги. Некоторые говорят, что это продолжение "гагаринского старта" на Байконуре. Поверьте, они очень сильно заблуждаются - по уровню автоматизации, использования современных технологий и новых решений Восточному нет равных".

Поражают кадры, когда по рельсам мобильная башня обслуживания "наезжает" на ракету и как бы захватывает ее. В истории российской космонавтики такая уникальная вертикальная конструкция используется впервые. Высота мобильной башни обслуживания на Восточном - 52 метра, вес - 1600 тонн. Она единственная в мире позволяет работать с ракетой-носителем при температурах от минус 40-50 градусов до плюс 30 и выше. Не только по своим размерам и массе, но и по количеству оборудования, которое там используется, обеспечивает и комфортные условия работы, и безопасность, мобильная башня не имеет аналогов.

Между тем

Для штатного запуска "Союза2.1а" пришлось заменить кабели и блок коммутации. Всего выявлено более 20 замечаний. Но в целом специалисты довольны, как сработали автоматические системы. К стартовому комплексу Восточного замечаний нет.

Перспективы

К звездам - по расписанию

На космодроме Восточный уже в ближайшие дни начнутся работы по стартовому комплексу "Ангара". А следующий пуск запланирован на 2017 год.

По планам, через два года с Восточного будет делаться не менее пяти пусков, а потом 8-10 в год. В том числе коммерческих. За последний год "Роскосмос" сделал серьезный прорыв в заключении коммерческих контрактов. Подписаны контракты на 31 пуск: из них 21 - "Союзов" и 10 - "Протонов". Серьезную часть из перспективных пусков "Союзов", которые как раз начинаются с 2018 года, собираются сразу ставить на Восточный.

C Восточного полетит и новый космический корабль "Федерация", который создается в РКК "Энергия". Вовсю идут опытно-конструкторские работы. "Мы изготовили технологическую капсулу из композитных материалов, на которой будем проводить цикл различных динамических, статических испытаний, - рассказал "РГ" президент РКК "Энергия" Владимир Солнцев. - Намечено уже в конце этого года подойти к изготовлению летного образца. Начало летных испытаний корабля на околоземной орбите с использованием ракеты-носителя "Ангара-А5П" запланировано в беспилотном варианте на 2021 год, а в пилотируемом - на 2023-й".

Отсюда же до 2025 года должны быть запущены к Луне пять космических "автоматов", на которых специалисты намерены отработать все программы будущей пилотируемой лунной экспедиции.

В программе - работы по созданию ракеты-носителя среднего класса нового поколения, ракеты-носителя тяжелого класса повышенной грузоподъемности до 37,5 тонны и межорбитальных буксиров. Такой вариант позволяет гарантированно и эффективно подготовиться к пилотируемому облету Луны и к высадке на нее российских космонавтов к 2030 году.

ИНФОГРАФИКА РГ/ МАРИЯ ПАХМУТОВА/ АЛЕКСАНДР ЕМЕЛЬЯНЕНКОВ
В регионах Общество Космос Филиалы РГ Дальний Восток Правительство "Роскосмос" ДФО Амурская область Космодром Восточный