28.04.2016 13:19
    Поделиться

    В Воронеже показали роль города в истории кино

    Воронежцы вспомнили "своих" героев кинематографа
    От первой в России игровой "фильмы" до анимационного блокбастера в 3D, от питомцев циркача Дурова до Котенка с улицы Лизюкова - за последние 120 лет Воронеж внес немалый вклад в развитие кино. Об этом рассказывает выставка в областном литературном музее, основанная на исследовании киноведа Сталя Пензина (1932-2011). Расскажем и мы.

    Пионер с киноаппаратом

    Воронежец Василий Гончаров называл себя "первым русским кинорежиссером". Игровое кино в нашей стране началось в 1908-м с картины "Понизовая вольница" (другое название - "Стенька Разин и княжна"). Гончаров ее съемками, правда, не руководил. Он написал "сценариус" по народной песне и с грустью наблюдал, как бездарно им распорядились. После чего решил заняться режиссурой сам.

    До 46 лет Василий Михайлович был начальником станции на железной дороге. Но однажды в Париже увидел, как снимают кино. И "пропал". Переехал в Москву, быстро освоил технику съемки и за восемь оставшихся лет успел поставить более 30 художественных фильмов. Гончарову недоставало знаний и культуры, но энергии, уверенности в себе и настойчивости было не занимать. Сюжеты он черпал в истории, фольклоре, лубочных картинках и большой литературе. Экранизировал, к примеру, "Песнь про купца Калашникова" и "Преступление и наказание".

    Не все его работы были удачны. Но фильм "Оборона Севастополя" принес заслуженную славу - это была первая полнометражная картина в мире. Причем игровые эпизоды в ней сочетались с кадрами хроники.

    Другой воронежский новатор - оператор Владимир Нильсен - долгие годы оставался неизвестным. Хотя работал с Эйзенштейном, снял под началом Александрова мюзиклы "Веселые ребята" и "Цирк", изобрел множество оригинальных приемов и написал учебники для ВГИКа. Причина проста - подозрение в шпионаже, арест, расстрел. Нильсен прожил всего 33 года.

    В кадре - эпоха

    Первые съемки в самом Воронеже были хроникальными. Они запечатлели открытие памятника поэту Никитину, отлитому на народные деньги, парад кадет и визит Николая II. В 1930-е в городе работало отделение "Союзкинохроники" - по всему Черноземью снимали передовиков и физкультурников, наведались в цыганский колхоз "Красный октябрь"… После войны тут был корпункт Ростовской студии кинохроники, выпускавшей на экраны журнал "Время". Когда программа с таким же названием появилась на Центральном телевидении, хронику переименовали во "Время и люди". Сюжеты выходили до начала 1990-х.

    Воронежцы есть и среди известных документалистов. Большинство работ Леонида Гуревича сделано в советские годы. На слуху, пожалуй, снятые по его сценариям ленты о медиках: "Спешите делать добро", "Сердце", "Сделайте меня красивой". Галина Евтушенко делает фильмы-портреты - об артистах, писателях, "простых" современниках.

    На рубеже веков по каналу "Культура" шел документальный сериал "Кучугуры и окрестности" - режиссер Владимир Герчиков записал голоса глубинки в некогда большом селе на границе Воронежской и Курской областей. Сегодня его, к слову, возрождают "беглецы" из мегаполисов.

    Больше года назад в Воронеже заработала детская студия документального кино. Картины первых ее учениц уже поучаствовали в московском "АртДокФесте" (для них даже придумали программу "16 минус") и фестивале в Киеве.

    "Звезды" сошлись

    Игровой фильм в Воронеже первым снял знаменитый клоун и дрессировщик Анатолий Дуров, живший тут с 1901 по 1916 год. Сначала он поставил комедию с сотнями домашних животных (птицы "воевали" со свиньями), затем картины "Золото, слезы и смех" о судьбе клоуна (с собой в главной роли) и "Наполеон наизнанку" о Первой мировой (кайзера Вильгельма сыграла обезьяна).

    Игровой фильм в Воронеже первым снял знаменитый клоун и дрессировщик Анатолий Дуров, живший тут с 1901 по 1916 год

    В 1959-м здесь состоялся режиссерский дебют Сергея Бондарчука. Снимать "Судьбу человека" он решил на родине главного героя: в рассказе Шолохова он родом из-под Воронежа. В тот же год в городе снимали "Золотой эшелон" с молодым Василием Шукшиным в роли большевика-подпольщика. Спустя пять лет он приезжал сюда на премьеру своей первой полнометражки "Живет такой парень". На аварийном ДК имени Кирова еще видна мемориальная доска об этом событии.

    Цеха воронежского авиазавода стали декорациями для "Особо важного задания" с Людмилой Гурченко - фильм о том, как героически делали самолеты в годы войны, удостоился первой всесоюзной премьеры и в 1981-м был одним из лидеров проката.

    Киноповесть Станислава Ростоцкого "Белый Бим Черное ухо" заставила прослезиться не одно поколение подростков. Фильм снимали в Калуге, но по произведению воронежца Гавриила Троепольского.
    В Воронеже родился также крупнейший драматург отечественного кино Евгений Габрилович - по его текстам, в частности, Глеб Панфилов снял "В огне брода нет" и "Начало". Сценарист и поэт Геннадий Шпаликов ("Застава Ильича", "Я шагаю по Москве") бывал на родине матери в поселке Таловая.

    Связан город и с мультипликацией. Здесь родились Самуил Маршак, чьи стихи и сказки охотно экранизировали в СССР, Виталий Злотников, придумавший Котенка с улицы Лизюкова (для многих россиян это единственная ассоциация с Воронежем), и Альберт Иванов - автор историй про Хому и Суслика. Первый, неподражаемый мультик про них снял Гарри Бардин, позже появились фильмы и других режиссеров.

    Ну а в XXI веке Воронеж играет видную роль в коммерческой анимации - ленты про Снежную королеву студии Wizart выходят в прокат по всему миру. В конце апреля состоится премьера картины "Волки и овцы".

    Прямая речь

    Ольга Дворядкина, старший научный сотрудник Литературного музея имени И. Никитина:

    - В этом году мы вспоминаем всех, кто так или иначе связан с кино и Воронежем. Например, уроженец нашего города Иван Бунин - сколько картин снято по его произведениям! Самая свежая - "Солнечный удар" Никиты Михалкова. Или Андрей Платонов, чей рассказ вдохновил Александра Сокурова на "Одинокий голос человека", а Андрона Кончаловского - на фильм "Возлюбленные Марии". Замечательное кино о войне сделано по повестям Григория Бакланова (он у нас родился) и Бориса Васильева (окончил здесь школу): "Пядь земли" и "Был месяц май", "Завтра была война" и "А зори здесь тихие"… Мы собрали коллажи из афиш за последние сто лет, нашли портреты артистов и режиссеров: так, из Воронежской области родом Ия Саввина и Николай Рыбников, Георгий Менглет и Глеб Стриженов. В Воронеже учились Станислав Садальский и Сергей Селин, Федор Добронравов и Сергей Астахов, Галина Беляева - ее в хореографическом училище присмотрел Эмиль Лотяну для роли Ольги в картине "Мой ласковый и нежный зверь". Экспозицию удалось сделать благодаря поддержке компании Wizart, часть материалов предоставил краевед Олег Ласунский. Для школьников запланирована серия мастер-классов и кинопоказов.

    Выставка о кино в Воронеже продлится до 15 мая 2016 года по адресу: ул. Плехановская, д. 3. Часы работы: ср.-вс. с 10.00 до 18.00, чт. с 12.00 до 20.00. Справки по телефону: (473) 280-21-24.

    Как смотрели кино в Воронеже

    Немые ленты здесь впервые показали летом 1896 года - вскоре после сеансов в Петербурге и Москве. Как вспоминал киномагнат Александр Ханжонков, для сеансов годился "любой сарай, амбар, склад, магазин": отгораживали будку для механика, прибивали полотняный экран и ставили пианино для тапера. Зрители часто обходились без стульев.

    Стационарных "электротеатров" в городе не было до 1907-го. Потом их построили столько, что по количеству мест на душу населения Воронеж обогнал остальные города страны. Два дореволюционных кинотеатра действуют до сих пор - "Ампир" (ныне "Спартак") и "Увечный воин" ("Пролетарий").

    Новые картины были так популярны, что билеты продавали по записи. Приоритет имели групповые заявки заводов и вузов. На "Чапаева" в 1934-м ходили как на демонстрацию - строем, под музыку, со знаменами и плакатами. К слову, исполнитель роли Василь Иваныча, Борис Бабочкин, несколько лет служил в воронежском драмтеатре.

    До войны в городе работал детский кинотеатр "Пионер", куда взрослых пускали только с ребенком. Воронежцы порой покупали билет незнакомым ребятам, чтобы вместе с ними попасть на сеанс.
    После Победы кино помогло стране… добыть средства на создание атомного оружия. Чтобы увеличить прибыль от проката, из запасников извлекли трофейные ленты (немецкие, австрийские, итальянские) - их можно было легально крутить в кинотеатрах. А вот другие зарубежные картины - подарки стран-союзниц - показывали на "закрытом экране", то есть под открытым небом. Для конспирации фильмы перемонтировали, переименовывали, а на афишах и вместо названия писали: "Новый заграничный фильм". Так воронежцы посмотрели в парках классику мирового кинематографа.

    В 1960-е в городе зародилось киноклубное движение - энтузиасты собирались для просмотра редких, "артхаусных" лент. Иногда их доставали через посольства и студентов-иностранцев.

    Кстати

    13 августа в воронежском доме-усадьбе Анатолия Дурова состоится фестиваль. На "Дуровфесте" можно будет увидеть клоунов, циркачей и гимнастов. На этой же площадке будет сварено "литературное варенье" (одноименный проект "Российской газеты") из ранеток и пройдет конкурс шарлоток.

    Поделиться