Конкурс "Фрегат Акселератор" продлится ровно шесть недель на базе двух образовательных площадок, созданных ассоциацией "Крымский IT-кластер". В Севастополе это стартап-центр "Фрегат" на базе филиала МГУ, а в Симферополе - IT-центр Softwarium. Оба уже успели хорошо зарекомендовать себя среди создателей высокотехнологичных решений. Организаторы ставят целью отобрать уже в первом туре 100 стартапов, способных в короткие сроки стать готовыми бизнес-проектами при поддержке крупных инновационных фондов. Четыре из них выступили партнерами крымского образовательного проекта. Это ОАО "РВК" - своего рода государственный фонд фондов, один из ключевых инструментов России при построении национальной инновационной системы.
Под своей крышей РВК создал 22 отраслевых фонда, инвестировав в различные инновационные проекты в общей сложности 17,5 миллиарда рублей. Другими партнерами конкурса выступили Фонд развития интернет-инициатив и Фонд содействия малым формам предприятий в научно-технологической сфере. А теперь и фонд "Сколково" выразил желание поддержать конкурс в Крыму.
- Со "Сколково" мы договорились буквально вчера, - рассказал "РГ" вдохновитель проекта, президент ассоциации "Крымский IT-кластер" Денис Матросов. - Они примут участие в финальном отборе стартапов. Кроме того, в числе наших партнеров - петербургский Национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, а также научный парк МГУ.
Представители этих университетов и фондов не только войдут в жюри соревнования, но и проведут с участниками конкурса мастер-классы по разным дисциплинам, помогут им подготовить стартапы. За каждой командой - а многие из конкурсантов собираются выступать не в одиночку - организаторы закрепят опытного ментора. Кстати, прием заявок продолжится до 15 мая. Около 60 команд и индивидуальных авторов уже зарегистрировались на конкурсе. По оценкам организаторов, еще около 300 человек, узнавших об отборе через группы в социальных сетях, сейчас обдумывают свое участие.
С чем же приходят на конкурс молодые инноваторы, желающие получить миллион на развитие? По оценкам организаторов, самыми популярными и сулящими безграничные возможности стартапами являются различные компьютерные приложения в мобильной или стационарной версиях. Один из крымских участников выставил на конкурс приложение "Магазин приключений" для продажи туров через Интернет. Очень популярны обучающие программные продукты.
По словам организаторов конкурса, одно из типичных заблуждений относительно стартапов - будто такие проекты придуманы лишь для высоколобых программистов, разговаривающих на своем птичьем языке. На самом деле, уверены эксперты,
IT-технологии - это лишь инструмент, а выше всего ценятся оригинальные идеи в совершенно разных отраслях.
- Если проект мне интересен, если в нем есть какая-то новизна, экономическая составляющая и он перспективен, я готов предоставить свои ресурсы для его реализации, - говорит Сергей Кожекару, руководитель студии Best art design. - Во-первых, мне это будет стоить дешевле, потому что у меня есть команда, а во-вторых, своих свежих идей сейчас уже не хватает.
Особенность многих новичков, впервые попадающих в образовательные IT-центры, - боязнь того, что их идеи могут украсть. А потому они считают, что ими нельзя ни с кем делиться. В действительности для коммерческого успеха любого проекта одной только идеи сегодня уже недостаточно.
- Можно разработать отличный продукт, выйти с ним на рынок и прогореть, если нет четкой маркетинговой стратегии, - говорит Денис Матросов. - А через три-четыре месяца появятся китайцы, которые скопируют твою идею, твой готовый продукт и раскрутят его через Alibaba Group или Taobao.
Тонкостям работы IT-рынка и обучают в образовательных центрах. На первых порах, говорят организаторы, им приходилось самим искать талантливых людей, способных вырабатывать нетривиальный подход к решению самых неожиданных задач. Так появилась идея еженедельных встреч с потенциальными стартаперами.
- Когда у тебя есть несколько знакомых, уже получивших хорошие деньги за свои идеи, как в Силиконовой долине, вольно или невольно начинаешь к этому стремиться, - говорит директор IT-центра Softwarium Григорий Гриненко. - У нас ситуация обратная: есть много авторов хороших продуктов, но у них нет соседа или одноклассника, который бы на этом заработал миллион. Мы убеждаем людей в том, что они могут это сделать, чтобы они поверили в себя.
Средний возраст крымских стартаперов - от 20 до 30 лет. В основном это сегодняшние или вчерашние студенты, но есть и школьники, предприниматели с желанием реализовать технологический проект. Молодость - совершенно не определяющий критерий для победы в конкурсе.
- В прошлом году победителями стали три стартапа, получившие по миллиону рублей. Один из них представили трое уже не молодых проектировщиков, презентовавших проект ранцевого портативного индивидуального вертолета, - рассказал Денис Матросов. - Внешне это устройство представляет собой ранец весом около 50 килограммов, в котором находится сложенный вертолет. Раскладываешь - и полетел. Их поддержал Фонд содействия малым формам предприятий в научно-технологической сфере.
Два других проекта, получивших гранты по миллиону рублей, предложили компьютерное приложение для обмена данными между магазинами автозапчастей и программу "Умный ЖКХ" для дистанционного снятия показаний счетчиков учета газа, электроэнергии и воды. Еще шесть студенческих проектов получили гранты по 400 тысяч рублей. В этом году лучшие крымские стартапы смогут пройти начальную ступень крупнейшего федерального конкурса GenerationS, минуя стадию первичного отбора.
Справка "РГ"
GenerationS - самый масштабный стартап-акселератор России и Восточной Европы, который проводится "Российской венчурной компанией" с 2013 года. С 2015 года ресурсы GenerationS используются для создания корпоративных и отраслевых акселераторов в тесном сотрудничестве с крупными российскими корпорациями. GenerationS-2015 собрал рекордное число заявок - от 2566 проектов из 14 стран. 141 проект был отобран для участия в корпоративных акселераторах по семи направлениям. Участниками партнерской сети GenerationS являются более 150 государственных организаций и коммерческих компаний. Три победителя GenerationS разделили призовой фонд в 10 миллионов рублей. Общая стоимость призов от партнеров GenerationS-2015 составила 160 миллионов рублей.