Несмотря на масштабную реконструкцию, крымские дороги пока больше похожи на фронтовые. Особенно в городах, где уложенный в прошлом году новый асфальт под натиском огромного количества автомобилей к весне благополучно "покинул" проезжую часть. Два предыдущих десятилетия развитием дорожной сети в Крыму фактически не занимались, лишь изредка латая дыры на построенных в прошлом веке дорогах. Поскольку их проектировали, рассчитывая на гораздо меньший трафик, чем сегодня, неудивительно, что стремительно растущую нагрузку они не выдерживают. Не может спасти их даже самый качественный ямочный ремонт - дороги нужно строить заново, с учетом новой нагрузки. Но до этого дело пока не дошло.
- Я уже более 40 лет за рулем, - рассказывает автомобилист из Симферополя Николай Васильев. - Лишний раз стараюсь не выезжать. На узких дорогах приходится лавировать между встречными машинами и выбоинами в дорожном полотне. Получается не всегда, даже солидный водительский опыт не помогает. Особенно плохо, когда коммунальные службы забывают вовремя выполнить свои обязанности. Зимой, например, попал в ДТП. Ехал из Феодосии в Симферополь, и в районе Старого Крыма на скользкой, не посыпанной дороге на меня скатился впереди идущий автомобиль, а сзади уже подпирал следующий. Вот и столкнулись.
Летом, когда поток автотранспорта в Крыму возрастает в несколько раз благодаря автотуристам с материка, ездить становится еще труднее. В таких условиях не стать участником ДТП - большая удача. В конце марта на заседании Госсовета РК министр внутренних дел по РК Сергей Абисов обнародовал статистику ДТП за прошлый год. Оказалось, количество их увеличилось на 13 процентов.
- Главной причиной аварий является состояние дорожно-уличной сети, - рассказал он. - Более 86 процентов ДТП совершены из-за недочетов в содержании дорог, в том числе из-за отсутствия освещения в темное время суток. По этой причине совершено 196 ДТП, в которых погибли 50 человек и 220 травмированы. А всего на крымских дорогах в прошлом году погибли 342 человека.
Автомобилисты, которые вопреки всем проблемам отъездили прошлый год без аварий, уже в нынешнем смогут получить финансовую скидку при оформлении полисов ОСАГО.
Не секрет, что стоимость "автогражданки" зависит от водительского стажа и количества ДТП, случившихся по вине водителя.
- Есть так называемый коэффициент бонус-малус (КБМ), или скидка за безаварийную езду, - один из показателей, влияющих на конечную стоимость полиса
ОСАГО, - объяснил руководитель Российского союза автостраховщиков в РК в Симферополе Юрий Ревтюх. - Он присваивается на основании сведений об аварийности по предыдущему договору
ОСАГО, действие которого завершилось не более года назад.
Поскольку крымчане только два года являются гражданами России и в 2014 году ездили с украинскими ОСАГО, фактически первый год массового страхования ответственности автовладельцев пришелся на 2015-й. Соответственно те, кто отъездил его без аварий, могут в 2016-м получить скидку при покупке нового полиса.
- КБМ индивидуален для каждого и зависит от страховой истории, - продолжает Ревтюх. - Он рассчитывается по единой для всех страховых компаний РФ таблице.
На сайте Российского союза автостраховщиков (РСА) его можно самостоятельно посчитать.
Например, 22-летнему крымчанину с трехлетним водительским стажем, чтобы управлять легковым автомобилем мощностью 100-120 лошадиных сил, нужно заплатить за полис 3955 рублей. В первый год страхования, то есть в 2015-м, его КБМ приравнивался к единице, и он вносил полную стоимость ОСАГО. Если предыдущий прошел без аварий, при заключении нового договора в 2016 году КБМ уменьшится до 0,95 и полис обойдется в 3755 рублей. И так за каждый год без аварий стоимость полиса уменьшается на 5 процентов. Максимальный коэффициент - 0,5 (50 процентов стоимости полиса), который можно получить за 13 лет без ДТП.
- КБМ может не только уменьшаться, но и расти, - продолжает Юрий Ревтюх. - ДТП по вине водителя будет увеличивать коэффициент и стоимость полиса.
Система коэффициентов начала действовать в России в 2013 году, когда появился закон, обязывающий все страховые компании перед определением стоимости и оформлением документов проверять предыдущие полисы для расчета КБМ клиента. У подавляющего большинства крымчан страховой стаж в России пока минимальный, то есть накапливать бонусы придется с нуля. Как и в случае отсутствия информации о предыдущей страховой истории, им будет присваиваться КБМ, равный единице.
Чтобы получить свою скидку, ничего, по сути, предпринимать не нужно: информацию о коэффициенте страховые компании получают из автоматизированной базы данных РСА. Но бывает, что недобросовестные страховщики КБМ не учитывают. В этом случае нужно написать в компанию заявление о проведении проверки и корректировке коэффициента, приложив полис страхования за предыдущий год.
Если автомобилист поменял права или паспорт, необходимо сразу уведомить свою страховую компанию или ее официального брокера, чтобы внести новые данные в систему. В этом случае право на бонус владелец автотранспорта не потеряет. Если же не сделать это своевременно, то после завершения действия страхового полиса система будет воспринимать его как нового человека, которому бонусы не положены.
- Задача страхователя - предоставить страховщику актуальные сведения, - говорит Юрий Ревтюх. - Только своевременное информирование страховой компании о необходимости внесения изменений в полис, позволяют минимизировать риски возникновения проблем с сохранением класса КБМ. Конечно, нельзя полностью исключить человеческий фактор: бывает, страховщики ошибаются, путают буквы при вводе информации, но это поправимо.
Ошибки с КБМ возможны, если один водитель допущен к управлению нескольких авто. Получается, что за историей страхования своего транспортного средства он следит пристально, а за историей полиса, например, своего коллеги, в который он был вписан несколько лет назад, нет. Со временем же может выясниться, что КБМ водителя в разных полисах отличается, и страховая компания выберет его по своему усмотрению.