Дисциплина, введенная в 2012 году, до сих пор вызывает споры: одни считают ее слишком сложной для начальной школы, другие уверены, что нравственный фундамент необходимо закладывать именно в этом возрасте. Корреспондент "РГ" поинтересовалась, в какие группы детей отдают чаще всего.
Курс предполагает шесть отдельных направлений. Заполняя анкету, родители могут указать основы мировых религиозных культур (МРК), светской этики, православной культуры либо изучение ислама, буддизма и иудаизма - все это отдельные предметы. Чаще всего петербуржцы выбирают первые три, однако, по данным комитета по образованию, за последнее время их соотношение показательно изменилось.
И если раньше подавляющее большинство родителей выбирало этику, то теперь уроки по основам православия посещают порядка 33 процентов учеников, столько же - этики и МРК. Когда курс был только введен, половина школьников Северной столицы стали изучать светскую этику, около 40 процентов - основы мировых религиозных культур и менее 10 процентов учеников изучали основы православия. В прошлом году выбор распределился уже практически равномерно - каждый из трех образовательных модулей изучает треть всех учащихся четвертых классов.
Казалось бы, за прошедшее время с непривычным предметом и учителя, и родители разобрались. Однако специалисты считают, что окончательно дисциплина еще не сформирована, а вопросов к ней пока больше, чем ответов.
- Одна из главных проблем курса - развести понятия "обучать религии" и "обучать религиозной культуре". Основы веры должны быть грамотно встроены в рамки закона о свободе совести и религиозных объединениях. Конечно, очень многое здесь зависит от преподавателя, но возникает вопрос: кто должен преподавать? Может ли это делать обычный педагог начальной школы или необходим верующий человек? - размышляет завкафедрой начального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Юлия Глаголева.
Сейчас такие уроки, как правило, ведут учителя начальной школы, закончившие специальные курсы. И они совсем не обязательно сочувствуют какому-либо вероисповеданию, в большинстве даже наоборот. В некоторых городских гимназиях на помощь им зачастую приходят студенты Санкт-Петербургской духовной академии. Если же обратиться к "Основам православной культуры" как к одному из наиболее востребованных модулей, то здесь специалисты отмечают сложность учебника.
- Его авторы - магистры богословия. То есть книга написана людьми, которые пропустили веру через себя, и это правильно. Но для учеников четвертого класса учебник труден для понимания, это едва ли не самый сложный предмет в начальной школе. Курс помогает ответить на вопрос, который существовал всегда: в чем смысл жизни? Но смогут ли дети в таком возрасте "переварить" эти знания? Может, стоит сделать его факультативом? - комментирует директор школы N 308 Центрального района Ирина Микляева.
Есть и другая точка зрения. Так, по словам преподавателя истории гимназии N 402 Колпинского района Вероники Коплановой, курс введен с четвертого класса не случайно: с его помощью ученики получают знания, которые после не раз пригодятся им при изучении гуманитарных предметов. Благодаря знанию православной культуры можно нанизать на единый стержень литературу, русский язык, историю, краеведение и даже музыку, считает учитель.
- Однако этот предмет требует совместной нравственной работы: учитель - семья - ребенок, а родители не всегда хотят участвовать. Им кажется, что гораздо проще научить говорить "здравствуйте" и "спасибо", поэтому они и выбирают светскую этику. Хотя на самом деле и этот модуль не менее глубок по содержанию.
Можно обратить внимание еще вот на какую тенденцию: соответствующий религиозный модуль не всегда выбирают для своих детей даже семьи воцерковленные. Конечно, отчасти это связано с неуверенностью в достаточной грамотности тех же преподавателей, но дело еще и в отсутствии миссионерского запала, подчеркивает заместитель председателя отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии иерей Илия Макаров. По его словам, люди привыкли к понятию "терпимость", у них нет мотивации делиться теми ценностями, которые они исповедуют.
- Это неправильно - обозначать лишь спектр возможностей, но не давать никакого ориентира. С нашей точки зрения, религиозный модуль сегодня такой ориентир дает, - отмечает священно-служитель.
Произойдут ли какие-то изменения в преподавании "Основ религиозных культур и светской этики"? Пока неизвестно, но исключить этого нельзя - активные обсуждения предмета все еще продолжаются, а кроме того, Санкт-Петербург стал федеральной стажировочной площадкой на 2016-2020 годы. Одно из направлений работы связано как раз с духовно-нравственной культурой народов России, и именно в Северной столице будут разработаны концепция и методические рекомендации по реализации этого направления в школах.
Екатерина Васильева, мама третьеклассницы:
- Мы выбирали между двумя модулями: "Основы светской этики" и "Основы мировых религий". Остальные отпали сразу. Я считаю, что разбираться с тем, во что верить, какому учению следовать и следовать ли вообще, человек должен уже в более старшем возрасте, с минимальным воздействием извне. В итоге я все же склонилась к этике, но если бы речь шла не о четвертом классе, а, скажем, о десятом, я бы выбрала мировые религии. Просто сейчас, на мой взгляд, заниматься этим предметом еще рано. Вообще, мне кажется, что даже детям из религиозных семей не особенно нужен школьный урок на эту тему. Ведь в семье, церкви, воскресной школе религиозное воспитание будет более гармоничным, чем раз в неделю в школе с учителем, который может быть далек от сути того, о чем его обязали говорить с детьми.