Выставка самой престижной ежегодной премии в фотожурналистике путешествует по миру. В этом году она, как обычно, объедет почти полсотни стран. За звание победителей в разных ее категориях в прошлом году боролись тысячи фотографов из ста с лишним государств. Среди победителей - сразу два российских фотографа, один из них уже второй год в числе лауреатов WPF.
Россиянин Сергей Пономарев постепенно входит в число самых титулованных российских фотографов. В прошлом году его снимки из сектора Газа заняли третье место в конкурсе WPF в категории "Новости". А буквально несколько недель назад серия фото Пономарева о миграционном кризисе в Европе, которую он сделал в союзе с коллегами из New York Times, уже взяла Пулитцеровскую премию. И вот - победа в WPF.
Снимки Пономарева берут сплетением до дрожи пробирающей фотофактурой и художественной образностью. Заглавный снимок серии уже сравнивают с картиной "Плот Медузы" Т.Жерико, причем, не только содержательно. И там, и там изображены люди на утлом суденышке во власти стихии, а снимок Пономарева еще и композиционно идеально выстроен. Сергей говорит, что пытается соблюсти журналистский нейтралитет и просто фиксировать происходящее - но практика показывает, что лучше всего смотрятся фото, на которых чувства фотографа (а сочувствие к людям, попавшим в страшную ситуацию видны на фото Сергея невооруженным глазом) оказываются сильнее разума.
В прошлом году в конкурсе World Press Photoв категории "Спорт" вторым стал Сергей Ильницкий за исполненную красоты и динамики спортивную фотосерию "Покоряя скорость", снятую на Кубке мира по прыжкам с трамплина. А в этом году Владимир Песня из агентства МИА "Россия сегодня" занял первое место за серию "Хоккей в Ветлуге".
- Мне интересна тема любительского, народного спорта в принципе, - говорит сегодня Песня про свой набор черно-белых фото, где изображены будни хоккейной команды в российской провинции, хоккеистов-любителей из города Ветлуга Нижегородской области и соседних сел. На его снимках, что ледовых, что сделанных в раздевалке, тоже кипят страсти непридуманные, мужские разговоры - настоящие, жесткие, с клюшками и без. Эту подлинность чувств, видимо, и отметило жюри.
Победителей World Press Photo 2016, как всегда, выявляли в категориях "Горячие новости", "События", "Люди в новостях", "Проблемы современности", "Портреты" и других.
Что же касается главного приза, фотографии года, World Press Photo of the Year, то это снимок австралийца Уоррена Ричардсона - темный и не резкий ни в одной детали. И при этом он ни в одной детали не придуман: трясущийся от тревоги мужчина передает через колючую проволоку в чьи-то руки малыша с соской во рту. На фото "Надежда на новую жизнь" - беженцы на границе Сербии и Венгрии. Победа Ричардсона лишний раз подтверждает приоритеты WPF - в этом конкурсе главное быть журналистом (пусть и с приставкой "фото"), выхватывать событие из потока жизни, и чем оно горячее, тем лучше.