Больше всего современные рокеры дорожат творчеством Александра Вертинского. Программу его песен, спетых бережно, но по-новому, представляли Александр Ф. Скляр, Ирина Богушевская, Борис Гребенщиков. Очень любим и Владимир Высоцкий: посвящения ему записывали Сергей Безруков, Гарик Сукачев, Григорий Лепс, и снова - Александр Ф. Скляр. Ну а теперь уже Петр Налич решил погрузиться в еще более дальнюю, но не менее славную эпоху - в музыку Леонида Утесова: актера, певца, руководителя биг-бенда, ставшего одним из пионеров советского джаза.
Ради этой новой программы участник "Евровидения"-2010 Налич тщательно изучал творчество Утесова, решал, как исполнять его песни сегодня, и даже собрал эстрадно-симфонический биг-бенд. Пришлось раскошелиться и на большой репетиционный зал, поскольку в прежнюю студию все эти музыканты уже попросту не помещались.
На 28 апреля в Театре эстрады назначена премьера этой программы, названной чуть загадочно: "Песни Утесова и не только". А в перерыве между репетициями Петр Налич рассказал "РГ" о том, почему он считает, что творчество Утесова актуально и сегодня.
На советской эстраде было много ярких исполнителей. Отчего выбрали именно Леонида Утесова?
Петр Налич: Формальным поводом был юбилей (в прошлом году праздновалось 120-летие со дня рождения Утесова. - Ред.), но главное - это то, что, как многие корневые музыканты, Леонид Осипович присутствует в нашем подсознании с детства. Многие песни по сей день на слуху, хотя, может, ты даже и не знал, что это Утесов. "Сердце, тебе не хочется покоя" я знаю буквально с младенчества. А еще - "Пароход" или "Будьте здоровы, живите богато".
У нас в семье были виниловые пластинки Утесова, и мы до сих пор их храним. Но более профессиональный интерес к его творчеству я почувствовал, когда понял, что то, что он делал, - это редкое и удивительное сочетание самых разных стилей: от латиноамериканского танго, регтайма, американского джаза, фокстрота до русского городского романса и народных песен. Огромный диапазон. При этом все всегда очень вкусно сделано, тонко аранжировано. А уж какие с ним композиторы работали: Дунаевский, Эшпай, Фрадкин. Это же золотой фонд русского эстрадного наследия. Леонид Осипович и сам по себе чудесный музыкант, и мне очень интересно было у него поучиться.
При этом песни у вашего биг-бенда звучат аутентично близко к тому, как они звучали у оркестра Утесова. Не стали отсебятничать и оригинальничать?
Петр Налич: Совершенно верно. У Утесова бывают разные трактовки одних и тех же песен: где-то чуть меньше инструментов, где-то - это полный биг-бенд: много медных, деревянных, духовых и струнных инструментов. А мы сделали что-то среднее: у нас три саксофона, кларнет, две трубы, два тромбона, аккордеон, гитара, фортепиано, барабаны и струнная секция. В первую очередь хотели воссоздать ту красоту, которую дали мелодиям композиторы и аранжировщики Утесова. А про его манеру на сцене? У Утесова было все-таки очень много актерского. Он не везде эту краску давал, но нередко ею пользовался мастерски. Но я не чувствую в себе такого актерского ресурса. Да я чувствую, что в моем случае это и не нужно. Я старался и не копировать, и не выпячиваться. Хотел сделать такой продукт, чтобы он, как говорится, "не резал мне ухо".
Удивительный вы все-таки человек: у вас была востребованная зрителями программа, с которой можно было заработать еще немало денег. Но вы распустили "Музыкальный коллектив Петра Налича" и снова шагнули в коммерческую неизвестность...
Петр Налич: Я всегда считал себя осторожным человеком. Но где-то да, приходится проявлять решительность. Нужно только заранее просчитать, где ее можно проявлять. И еще мне помогло то, что у нас в семье не было культа денег. И когда меня заносило: "Деньги, деньги!..", родители меня всегда осаживали. В том простом смысле, что деньги придут тогда, когда ты будешь заниматься делом, которым и должен.
И поэтому все эти ходы и шаги, которые я сделал, довольно прагматичны во многом. Потому что временно я, может быть, и потеряю какие-нибудь деньги. Но зато буду заниматься делом, которое приносит кайф. И обязательно найдутся люди, которые будут ходить на мои концерты. И потому какие-нибудь деньги обязательно будут. Миллионов, может быть, не появится. Но я не уверен, что художник должен быть богатым. Он не должен быть голодным, но быть очень богатым, по-моему, для художника тоже не очень полезно.
Многие наши звезды, выступающие только, если им посулят большие гонорары, с вами не согласятся.
Петр Налич: Я всегда готов благодарить своих родителей за то, как они меня воспитывали. Никогда не было чего-то жесткого, авторитарного. Тонко чувствовали, когда надо надавить. Например, я помню, как в 4-5-ом классе музыкальной школы пришел к маме и сказал: "Я хочу бросить музыкалку". Но мама посмотрела строго и говорит: "Я тебе брошу!" И я почувствовал, что бросать не стоит. (Улыбается.) А был момент, когда я закончил вуз, пошел работать, но понял, что уже устал от архитектуры. Что-то во мне сопротивлялось, притом что я люблю архитектуру до сих пор! И я снова пришел к родителям, говорю: "Мама, папа, можно я у вас еще годик на иждивенье посижу? Поищу себя?!" А мне было лет 25. И они говорят: "Конечно, давай, ищи себя!" И я искал, отчасти нашел (тогда Налич и снял видео песни Guitar, и этот клип собрал в Интернете сотни тысяч зрителей. И недавнего архитектора стали звать на гастроли. - Ред.).
А если мне требовались какие-то инструменты, то папа всегда относился к этому с большим вниманием. Он тоже архитектор и по себе знает, что инструменты в производстве должны быть высочайшего качества. И потому, когда появились компьютеры, он мне сразу купил лучший. Когда мне потребовались микрофоны и звукозаписывающая техника, родители тоже помогли. И это очень важно. Понятно, нельзя засыпать ребенка подарками. Но если он чем-то серьезно занят - то тут уж приходится стараться. И отслеживать, чтобы не было ситуации, когда "не в коня корм". Вот родители и отслеживали, чем заняты я и мой брат и давали все необходимое для того, чтобы мы реализовывали наши идеи. А брат мой, кстати, стал очень хорошим художником.
Вы теперь тоже так себя ведете со своими детьми?
Петр Налич: Стараюсь! И тоже не говорю им, как никогда не говорили мне. Все эти девизы: "Выбрал дорогу и потому иди по ней всегда!" И если чувствуешь, что делаешь что-то не то, то нужно это все менять.
Сделав большую программу по Утесову, о каких еще славных певцах вы хотели бы напомнить нашему веку?
Петр Налич: Русская эстрада дала огромное количество выдающихся имен. Как композиторов, так и исполнителей, поэтов. Это такой золотой фонд, в котором можно бесконечно находить что-то интересное и новое! Например, мне очень нравятся песни Козина и Вертинского.
Планируете ли вы поехать с этой программой и по России?
Петр Налич: У нас довольно много народу на сцене. Поэтому она тяжелая на подъем. И я не могу сказать, что наша история - сильно коммерческая. Но если позовут, то мы будем только рады. У нас, кстати, только половина программы - песни Утесова. А вторая - мои стилизации под музыку и настроение тех лет.
Не скажу, что я все делал "под Утесова". Но это тоже музыка биг-бендовая, перекликающаяся с городским романсом в интерпретации джаз-оркестра, с итальянской песней. И это тоже моя благодарность за мастер-класс, который я получил от Утесова.
Топ-5 Петра Налича
1. Гитар.
2. Сердце поэта.
3. Ты пленила меня красотой.
4. Санта Лючия.
5. Lost And Forgotten.