В ярославских Митрополичьих палатах открылась уникальная выставка посуды и статуэток из фарфора и фаянса.
Коллекция принадлежит ярославне Ирине Красильниковой, которая увлеклась фарфором больше двадцати лет назад - с того момента, как приобрела в комиссионном магазине розовый молочник с ландышами и сиренью, выпущенный московской фабрикой М.С.Кузнецова.
- Очарование его было настолько сильным, что увлекло меня в доселе неведомый мир декоративно-прикладного искусства, мир фарфора и фаянса, - признается коллекционер. - Стала чаще посещать библиотеки, магазины, выставки. Цель была одна - получить как можно больше информации. Чем глубже я погружалась в мир фарфора, тем больше возникало вопросов, на которые часто не было ответов.
За два десятка лет о фарфоре собирательница редкостей узнала все. Ну или почти все.
- Благодаря русскому ученому Дмитрию Виноградову в России был изобретен свой национальный способ изготовления фарфора, - продолжает Ирина Красильникова. - Но тот завод выпускал фарфор исключительно для нужд двора и подарки для приближенных к императору. Для остальной части населения страны фарфора не существовало, а привозной стоил колоссально дорого. Начиная с Петра Первого издаются указы, гарантирующие различные привилегии всем, кто занимается изготовлением фарфоровой посуды. В конце XVIII века появляются первые маленькие заводы в Гжельском районе.
Сегодня в коллекции - больше тысячи фарфоровых фаянсовых предметов, изготовленных на керамических предприятиях семи российских губерний: Ярославской, Московской, Владимирской, Санкт-Петербургской, Харьковской, Новгородской и Калужской - на заводах Гарднера, братьев Гулиных, братьев Кудиновых, Куринова, братьев Корниловых, Сафронова, Попова, Исаева, Жадина, братьев Барминых, Федяшина, Мальцова, братьев Зиновьевых. Но большая часть изделий - 702 - выпущены на заводах известных фарфоровых фабрикантов Кузнецовых.
Каждый экспонат здесь - настоящее произведение искусства, у которого посетители, что называется, застывают, разглядывая тончайшие виньетки и узоры. Впрочем, возгласы восхищения на выставке чередуются с таким же громким изумлением. Далеко не все, например, знают, что в XIX веке в большом ходу были тарелки-обманки: они предназначались не для выкладывания на них вкусных блюд, а для создания настроения. К примеру, на блюдо или тарелку фарфоровых дел мастера "укладывали" полотенце - такое же фарфоровое, как посуда, и составляющее с ней одно целое. Охмелевший гость и впрямь мог попытаться взять это полотенце в руки. Или делали такие масленки, которые невозможно был отличить от аппетитной выпечки. Публика веселилась, когда кто-то пытался фарфоровый пирожок попробовать.