29.04.2016 15:40
    Поделиться

    На ВДНХ открылась выставка наивного искусства "Вечные ценности"

    На ВДНХ показывают коллекцию наивного искусства из Царицыно
    Выставка наивного искусства из коллекции музея-заповедника "Царицыно" открылась в павильоне "Карелия" на ВДНХ.

    Тут можно встретить "Горную гусыню" (1961) Марии Примаченко и огромную Золотую рыбку, нарисованную Еленой Волковой… Неизвестно, исполняет ли Золотая рыбка желания, но и "Рыба", и "Горная гусыня" явно приплыли из сказочного мира, где фантазия сплетается с подробностями привычной жизни, где знаменитые картины (как, "Явление мессии народу" Александра Иванова) перелагаются на язык деревянного рельефа в духе народной пермской скульптуры, превращаясь в раскрашенный фриз (работа А.Г.Пичугина 1988 года), а катание на лодочке в парке превращается почти в эпическое полотно… Словом, здесь чудеса, сказка и волшебный мир, не подозревающий о том, какое тысячелетье на дворе.

    О выставке "Вечные ценности" (именно так называется проект) рассказывает куратор выставки, доктор искусствоведения, руководитель Лаборатории музейного проектирования Алексей Лебедев.

    Как в "Царицыно" оказалась коллекции наивного искусства?

    Алексей Лебедев: Сейчас "Царицыно" воспринимают, в первую очередь, как дворцово-парковый ансамбль XVIII века и музей, посвященный той же эпохе. А в советское время "Царицыно" было музеем декоративно-прикладного искусства народов СССР. В конце 1980-х было решено там же собрать коллекцию народного искусства, плюс - наивного и самодеятельного. Этим занялся один из сотрудников музея "Царицыно" Вадим Помещиков, и он в 1990-е собрал очень хорошую, качественную коллекцию наивного искусства. Причем из разных республик СССР. Он находил художников в России, республиках Балтии, Белоруссии, Украине, Армении…

    Коллекция впервые показывается?

    Алексей Лебедев: Отдельные произведения участвовали в разных выставках, но в столь полном объеме коллекция экспонируется впервые.

    На выставке примитива в Третьяковской галерее, которую Вы делали в 1995 году, работ из "царицынской" коллекции не было?

    Алексей Лебедев: В Третьяковской галерее была выставка примитива XVIII-XIX веков. Тогда же я решил продолжить эту историю, представив наивное искусство ХХ века, и привлечь к этой работе Вадима Помещикова. Для начала мы занялись созданием Виртуального музея русского примитива. Сайт открылся в 1999 году, а реальная выставка по разным обстоятельствам все откладывалась. А в 2004 году Вадим трагически погиб, будучи еще молодым человеком. В итоге вернуться к тому давнему проекту получилось только сегодня, 20 лет спустя. Я сознательно сохранил структуру выставки, которую мы отработали в Виртуальном музее. Более того, во вступительной статье я использовал некоторые тексты Вадима, написанные для сайта, поэтому под статьей - две фамилии.

    Примитив любил Пикассо, который восхищался работами Таможенника Руссо, лубком интересовался Михаил Ларионов, Наталья Гончарова. Сохраняется ли сегодня интерес профессионалов к примитиву?

    Алексей Лебедев: Художников всегда привлекает чистота, непосредственность видения мира, которое отличает наивных художников. Поэтому не только ранний авангард охотно использовал приемы "примитива", но и, например, соцарт. Скажем, Аркадий Петров использует эту стилистику, придавая работе привкус социального высказывания. Но когда работы в "примитивной" стилистике создаются профессиональными художниками, это уже не "примитив", а "примитивизм".

    С профессионалами более или менее понятно. А вот как вы от самодеятельного творчества отделяете наивное искусство?

    Алексей Лебедев: А мы не очень отделяем. У нас выставка "наивного и самодеятельного искусства". В нее не вошло искусство аутсайдеров, произведения народных промыслов. А вот грань между наивным искусством и самодеятельным на практике трудно провести. В теории проще: самодеятельный художник пытается подражать профессиональным образцам, пишет то, что видит, а наивный - то, что знает. Собственно, это целостное видение мира, основанное на базовых архетипах человеческого сознания, и есть главная отличительная черта наивного искусства.

    Поэтому вы представляете не отдельных художников, а строите экспозицию по десяти темам? Таких, как "изобилие", "праздник", "любовь", "родина"…

    Алексей Лебедев: Именно так. Это выставка, показывающая мир наивного искусства, а не набор монографий. Произведения одного автора могут оказаться в разных разделах. Но для всех них важны эти базовые представления. Например, родина - это всегда картинка прошлого, причем идеализированного. Как правило, изображаются сцены сельской жизни, воспоминания детства. Большей частью художники эти родом из деревни, хотя многие из них уже давно живут в городах.

    Словом, возникает образ потерянного рая - детского, природного, радостного?

    Алексей Лебедев: В картине мира наивного художника рай и райское блаженство - это изначальное состояние, данное человеку с рождения. А дальше все может быть очень трагично. Неслучайно один из любимых сюжетов наивного искусство - изгнание из рая. Может быть трагедия любви - своего рода жестокий романс. Или тема смерти. Но и счастье, и изобилие, и трагедии - это некие конструкты. Не столько наблюдение мира, сколько воспроизведение мифологем, подкрепленных "случаями из жизни".

    Предположить, что наивные художники не знают об истории искусства можно. Но вот что они не подозревают о поп-культуре, которая из каждого телевизора норовит порадовать, трудно представить… Или наивное искусство вне времени и истории, как и рай, которое оно изображает?

    Алексей Лебедев: Я бы остерегся говорить, что наивное искусство стеной отделено от истории, в том числе истории искусства. По крайней мере, ряд работ мы включили в разделы "Советский миф" и "Копии и пересказы". Но в целом это самовоспроизводящаяся система, автономно существующая в стороне от художественных направлений и школ. Правда, если говорить про художников, то они не в вакууме живут. И как только работы начинают продаваться, у них, конечно, возникает соблазн - повторять самих себя, поставить на поток "производство" картин. В итоге они могут сползать в сторону стилизации под самих себя и даже китча. Именно поэтому так ценен тонкий музейный отбор этих вещей.

    А какие критерии отбора?

    Алексей Лебедев: Как всегда - вкус собирающего и глубина знания предмета. Поскольку Вадим Помещиков имел тонкий вкус и хорошо разбирался в проблеме, поэтому и коллекция, им собранная, хорошая. Он открыл целый ряд художников, которые не были известны. Например, Василия Дмитриева. Но на выставке, которая открыта до 14 августа, будут и работы уже известных публике мастеров - Павла Леонова, Анны Дикарской, Кати Медведевой, Марии Примаченко…

    Поделиться