Это проект Министерства культуры РФ, осуществляет его петербургская компания "Нева-Арт". Внимание сфокусировано на одаренных детях - юных музыкантах и художниках - и на сфере творческого и эстетического воспитания в России. Предыдущие фестивали проходили в Австрии, Чехии, Италии, Финляндии, Словакии.
"Русский сувенир" из Петербурга
В Минск отправились "цветы России" - учащиеся средней специальной музыкальной школы Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова, старейшей музыкальной школы России, которая отпразднует в этом году 80-летие. А также ученики детской музыкальной школы имени Андрея Петрова, музыкального лицея Комитета по культуре Санкт-Петербурга.
В свои 11-16 лет все они неоднократные победители, лауреаты многих международных конкурсов. Гала-концерт классической музыки "Русский сувенир" состоялся в Белорусском республиканском Театре юного зрителя. Побывал на нем и участник фестиваля петербургский актер театра и кино, педагог Андрей Шимко, приехавший дать мастер-класс по актерскому искусству.
Когда концерт закончился, Андрей Шимко устремился за кулисы, чтобы поздравить ребят с успешным выступлением. "Какие же вы молодцы!" - восхищенно говорил он юным артистам.
Люди и куклы
В ТЮЗе в эти дни развернулись две выставки. Одну - "Волшебный мир марионеток" - представил петербургский Театр марионеток имени Е.С. Деммени. Это уникальные куклы из "золотых кладовых" первого в России профессионального государственного театра кукол, основал который в 1918 году Евгений Деммени. Народная артистка России Фаина Костина, старожил труппы (служит в ней уже 56-й год!) и молодой актер Митя Тарасевич рассказывали зрителям про своих замечательных деревянных артистов. Петрушка, сделанный в 1924 году, Сун-Ю-Кун, Макс и Мориц, проказницы Виндзора и знаменитый Чебурашка, которому уже 45 лет… - где только не побывали они и вот прилетели в Минск.
- Это не просто куклы, они игровые, сценические, рабочие, с богатой историей. В руках их держали великие актеры,- делилась Фаина Костина. - У наших марионеток разные судьбы. Одни сыграли, скажем, 500 спектаклей, другие - тысячу или даже две-три. Мы считаем их произведением искусства, их сделали уникальные художники. Евгений Деммени обладал удивительным качеством - привлекать к работе талантливых художников, скульпторов, композиторов, актеров. Я "умудрилась" многих из них застать, придя на работу в театр в 1960 году. Коллекция начала формироваться в 30-е годы прошлого века. Куклы пережили войну, ни одна деревянная марионетка не была сожжена во время блокады!
Вторая выставка - работы юных художников "Россия глазами ребенка". Ребята от 10 до 16 лет учатся в художественных школах не только Петербурга. В Минск привезли работы и из Пскова, Нальчика, Краснодарского края, Новосибирской области, Тюмени.
Рисунки выполнены в разных техниках: акварель, гуашь, пастель, смешанная техника, гелевая ручка, батик. Названия говорят сами за себя: "На Невском у садика", "Осень в Петропавловской крепости", "Утро на улице Пестеля", "Никольский собор"... "Красиво как! Чудесные работы! Раньше тушью рисовали и гуашью, а теперь даже гелевой ручкой", - комментировали посетители.
Перевод не нужен
Екатеринбургский ТЮЗ представил на фестивале свой легендарный спектакль "Каштанка" по рассказу А.П. Чехова, получивший "Золотую маску", побывавший в 30 странах. Поставил его еще в 2001 году известный режиссер Вячеслав Кокорин. Спектакль для минчан сыграли дважды - при невероятном аншлаге. Интересно, что в Белорусском ТЮЗе все спектакли идут на белорусском языке, "Каштанку" же давали "на русскай мове".
Премьер Мариинского театра Владимир Шкляров провел мастер-класс по классическому танцу в Белорусской государственной хореографической гимназии-колледже. Своими впечатлениями он поделился с корреспондентом "РГ":
- Ребята - молодцы! Они позанимались, получили урок, и, надеюсь, у них что-то осталось от него в голове, теле, ногах. Конечно, невозможно все сразу запомнить и исправить, но стремиться к этому и знать, что нужно сделать, чтобы получилось определенное движение - это очень важно. А для меня мастер-класс - новый способ реализации себя не только как артиста, но и как преподавателя. Это всегда интересно, каждый раз по-новому.
В последнее время Владимир гастролировал с Мариинским театром в Америке, Китае, Японии, Германии. Недавно театр выпустил премьеру балета "Медный всадник" в постановке Юрия Смекалова, в роли Евгения - Владимир Шкляров.
Темой "круглого стола" стала: "Социально-культурное и досуговое воспитание детей". Собрались педагоги из Петербурга, Москвы, Минска. Говорили о российских и белорусских школах для одаренных детей, взаимодействии их с разными фондами, спонсорами, о государственной поддержке, получении грантов, участии детей в фестивалях и конкурсах.
Директор Санкт-Петербургской детской школы искусств имени Глинки Алла Никитина заметила:
- Невский район, в котором находится наша школа, - побратим Бреста, у нас тесные связи с этим городом, мы любим Белоруссию.
- В плане дополнительного образования мы идем по вашим стопам, - говорили россиянам белорусы.
От имени Министерства культуры РФ участников приветствовал художественный руководитель фестиваля Виктор Минков (директор - художественный руководитель петербургского государственного драматического театра "Приют комедианта"):
- Во всех городах, где прошел фестиваль "Цветы России", проводились подобные "круглые столы". Уникальность сегодняшнего мероприятия в том, что мы общаемся без переводчиков. Нас объединяют два прекрасных языка - русский и белорусский, они настраивают на добрый, продуктивный диалог.
Добавим, что в Республике Беларусь 2016-й объявлен Годом культуры.