18 мая в Москве состоится XII ежегодная конференция "Факторинг в России". Руководители российских факторов, поставщики товаров и услуг - клиенты факторинговых компаний, представители институтов развития и компании смежных отраслей обсудят меры по сохранению и расширению клиентской базы факторов в условиях кризиса, перспективы электронного документооборота и потенциал факторинга в госсекторе.
В 1 квартале 2016 года объем рынка факторинга показал прирост на 14 процентов. Однако, несмотря на положительную динамику, заметный вклад в номинальный рост объемов рынка внесла инфляционная составляющая, рассказал "РГ" Владимир Тетерин, младший директор по банковским рейтингам рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА):
- Она частично компенсировала падение деловой активности бизнеса и потребительской активности населения. Кроме того, за первые три месяца прошлого года бизнес факторов сократился на 22 процента, а значит, в номинальном выражении результат 1 квартала 2016 года хуже, чем данные двухлетней давности - 400 миллиардов рублей против 450 миллиардов.
Сейчас рынок поддерживают в основном сделки его лидеров с крупными промышленными компаниями, часть которых обратилась за финансированием по факторингу в результате затруднений с привлечением дешевого фондирования в необходимых объемах на Западе и в России. Кроме того, постепенно происходит дальнейшее повышение лояльности к услугам факторов со стороны продуктовых сетей (в том числе за счет расширения применения электронного факторинга). Это позволяет расширять клиентскую базу поставщиков, работающих с сетевым ритейлом, которые традиционно являются желанными клиентами для факторов, сообщил Владимир Тетерин.
В то же время в результате падения конечного спроса на ряд товарных категорий (в основном это касается товаров длительного пользования), значительную просадку показывает сегмент торгового факторинга. В ряде случаев сжатие спроса, усиленное ростом валютных рисков и высокой стоимостью заимствований, сопровождалось дефолтами, которые затронули факторов, работающих с крупными компаниями из сфер авиаперевозок, торговли компьютерной и бытовой техникой, ювелирной отрасли.