Корень конфликта лежит в долгах, которые накопились у управляющих компаний перед "ТГК-1". Сейчас общий объем задолженности предприятий ЖКХ перед ресурсоснабжающей организацией составляет 6,176 миллиарда рублей. Начальник планово-экономического управления жилищного комитета Петербурга Наталья Летенко объясняет: долги копились на протяжении многих лет. Часть из них возникла еще в тот период, когда ресурсы поставлялись авансовым методом. Сыграло роль и ограничение взносов на общедомовые нужды, которое было введено, когда в зданиях стали устанавливать приборы учета. Во многих домах счетчики показывали, что жильцы потребили меньше ресурсов, чем отпустил поставщик. И эту разницу должна оплатить управляющая компания.
Особая роль в росте задолженности принадлежит и злостным неплательщикам. Их в городе не более трех процентов, но суммы набегают немаленькие. Если ресурсоснабжающие организации выставляют петербуржцам счетов на сумму 50 миллиардов рублей в год, то доля неплатежей может превысить полтора миллиарда.
В "ТГК-1" признаются, что долго терпели, но сейчас решили действовать радикально и банкротить управляющие компании с самыми большими долгами.
Елена Михайлова, начальник правового департамента "ТГК-1", признается: инициировать банкротства - это очень смелый шаг, но в компании считают, что это единственный способ прекратить рост дебиторской задолженности.
Судя по всему, власти города придерживаются другого мнения. На депутатских слушаниях, посвященных состоянию теплосетевого хозяйства города, деятельность "ТГК-1" подверглась жесткой критике. Было высказано, что тарифы у "ТГК-1" слишком высокие, что теплосетевое хозяйство города находится в плачевном состоянии. Председатель комитета правительства по энергетике и инженерному обеспечению Андрей Бондарчук предложил консолидировать теплосетевые активы в руках города, тем более что три года назад такая попытка уже предпринималась. Но выкупить контрольный пакет акций Смольному тогда не удалось из-за большой стоимости ценных бумаг.
Столь резкие оценки с высоких трибун произносятся нечасто, что может свидетельствовать о том, что конфронтация между властями и "ТГК-1" вступила в открытую фазу. Несколькими неделями ранее ресурсоснабжающая организация грозилась отключить от тепла Мариинской дворец. Также под угрозой оказалась работа администрации Кировского района.
Страсти накаляются с каждым днем. Единственный компромиссный вариант, с которым в целом согласны управляющие компании и за который ратует сама "ТГК-1", это перевод жильцов на прямые платежи. Сейчас отправкой денег ресурсникам занимается либо управляющая компания, либо ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство". Но жилкомсервисы неоднократно обвиняли в том, что платежи распределяются непрозрачно, а в функции ГУП ВЦКП не входят душеспасительные беседы с неплательщиками. В "ТГК-1" полагают, что будет лучше, если жильцы начнут платить им напрямую. При этом компания готова взять на себя работу с долгами граждан-неплательщиков.
Но это все, что называется, работа со следствием. Эксперты, анализируя причину астрономических долгов, пришли к выводу, что управляющие компании зачастую не знают, сколько ресурсов реально потребляют их дома. Поэтому сейчас в Петербурге формируется эталонная база, которая позволит скорректировать нормативы. Плюс ко всему началась работа не только с жильцами, но и с арендаторами и владельцами нежилых помещений. Сколько воды, энергии и тепла расходуют гостиницы, кафе или офисы в жилых домах, никогда раньше специально не считали. И если Петербург сформирует понятную систему, кто и за что должен платить, есть вероятность, что конфликт между ресурсниками и коммунальщиками когда-нибудь разрешится.
Александр Локтионов, заведующий отделом развития ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство":
- Перевод жителей на прямые платежи не устраняет реальных причин возникновения задолженности управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями. Поставщик будет выставлять жителям весь потребленный домом объем коммунального ресурса согласно показаниям общедомового прибора учета. При этом ресурсоснабжающая организация не планирует сдерживаться нормативом на общедомовые нужды, как того требует закон от управляющих компаний. Таким образом, на плечи добросовестных плательщиков будут переложены потери во внутридомовых сетях, сверхнормативное потребление в "неоприборенных" квартирах, неучтенное потребление в нежилых помещениях. Им будет предложено к оплате все, что вытекло в подвал и вылетело в форточку соседей, и вряд ли в этой ситуации найдется лицо, заинтересованное в регулировке запорной арматуры для устранения перетопов. Реальный выход для стабилизации ЖКХ - это не банкротство управляющих организаций или увеличение количества платежек и затрат на их выпуск, а повышение качества управления домами. А для этого надо сменить вектор целей с противоборства всех против всех на конструктивный диалог.