На Урале заключенных начали снимать в кино

С режиссером-документалистом Лидией Котельниковой мы познакомились на юридическом форуме. К микрофону подошла элегантная дама и стала рассказывать, как перевоспитывает преступников силой искусства: показывает в колониях художественные и научно-популярные фильмы, снимает тюремные хроники, учит держать в руках камеру. В тот момент у меня в голове крутилось: "Разве может кино изменить того, кто убил, украл?"

- Может, - уверена Лидия Даниловна.

Взгляд исподлобья

В колонию первый раз она попала в 1994 году. На Свердловской киностудии шла реорганизация, многие режиссеры сидели без дела. Котельникова, у которой за спиной было уже более 80 картин, в том числе знаменитое "Узбекское дело" с участием Гдляна и Иванова, не хотела мириться с этим положением. Переключилась на хронику, монтировала журнал "Советский Урал".

Однажды в Союз кинематографистов пришло письмо от начальника ИК-2 Сергея Ветошкина: "Помогите с социальной реабилитацией заключенных!"

- В союзе думали, думали и поняли: никто, кроме Лиды, к зекам не пойдет. Я не бесстрашная, скорее, милосердная. Вышла первый раз на сцену: сидит монолит из черных роб. Четыреста человек, все исподлобья смотрят. Так и хотелось воскликнуть: мужики, вы что тут делаете? Вам бы на воле жить, любить! - вспоминает Лидия Даниловна.

Идея проводить кинолектории в колонии родилась спонтанно: там был неплохой кинозал. Котельникова договорилась с директором Свердловской киностудии Георгием Негашевым о бесплатном показе лент и привезла два списанных проектора. После каждого сеанса - беседа: не только о картине, но и просто о жизни, а приглашенные режиссеры и операторы вспоминали забавные истории со съемок.

- Все коллеги шли на такие встречи с удовольствием. Ярополк Лапшин, например, был в ИК-2 дважды. Обычно он молчун, а тут так разошелся, что я заслушалась, - рассказывает Лидия Даниловна.

В эфире колония

В ИК-2 она ходила как на работу и даже стала членом попечительского совета, который развернул бурную деятельность: вслед за кинолекторием появились театральный кружок и кабельное телевидение. Под ТВ-студию начальник колонии выделил комнату, а старший сын Лидии Даниловны Кирилл отдал свою камеру. Котельниковы учили осужденных писать сценарии, снимать, обрабатывать видео на компьютере, монтировать. Увлекались порой так, что засиживались до вечерней поверки, зато новости выходили регулярно и по содержанию могли конкурировать с программами на ТВ. Например, в 1996 году впервые в истории западной поп-музыки известной немецкой группе Bad Boys Blue разрешили встретиться с осужденными. Более того, Кирил Котельников снял в ИК-2 клип на главную песню их нового альбома, а кадры кабельной студии попали в эфир городских телеканалов.

"Думали, думали и поняли: никто, кроме Лиды, к зекам не пойдет. Я не бесстрашная, скорее, милосердная"

Инициативу оценили в ГУФСИН: Котельникова стала частым гостем не только в ИК-2, но и в других колониях, объездила всю область. Чем дальше от больших городов, тем проще и искреннее люди. В Пуксинке, например, под экран приспособили листы фанеры. 300 человек набилось в столовую, чтобы посмотреть фильм Ярополка Лапшина "Перед рассветом". Когда в финале лейтенант НКВД погибает вместе с зеками, спасая мирных граждан от фашистов, зал замер. Поднялся двухметровый детина, весь в наколках, и преподнес гостье огромный букет астр, обернутых красиво газетой, как бумагой гофре.

- Я тогда сказала, - вспоминает Лидия Даниловна, - что перед лицом общей беды наш народ всегда един. Не сомневаюсь, что каждый из вас поступил бы так же, как герои картины.

Пропуская через сердце

Когда режиссер посетовала на отсутствие современного видеопроектора, члены общественного совета ГУФСИН пустили конверт по кругу и собрали нужную сумму. В благодарность Котельникова отдала в музей ГУФСИН награды, которые получила на кинофестивалях за картины о докторе Гаазе и начальницах колоний.

- Без помощи этих людей не было бы моих последних лент, - признается Лидия Даниловна. - Представьте, от Екатеринбурга до Пелыма - свыше 600 километров, туда только по реке или по зимнику доберешься.

За 20 лет ей довелось узнать сотни историй. К примеру, четыре года назад позвонила тагильчанка, которая в телепрограмме увидела человека, похожего на друга юности. Попросила передать письмо в колонию.

- Позвали этого заключенного. Слушает, молчит, потом смотрю - слеза ползет. Дважды сидел за убийство в массовой пьяной драке. Ничего не помнит. Конечно, нет дыма без огня, но этот человек получил шанс на новую жизнь. Сегодня у него есть работа и поддержка друзей, - рассказывает Лидия Даниловна.

С героиней сериала "Освобожденные", снятого по заказу одного из федеральных телеканалов, пришлось повозиться: пока женщина отбывала срок, родственники отправили ее ребенка в детдом. Помогло обращение к омбудсмену.

Храни вас Бог!

Сколько человек приютила у себя дома, снабдила деньгами и вселила надежду, эта хрупкая женщина сказать затрудняется. А может, умалчивает. Известно, что несколько ее подопечных окончили ВГИК, кто-то стал продюсером, кто-то оператором, четверо работают на центральных каналах, остальные - на Урале. Еще десятки, хоть и не связали свою жизнь с видеокамерой, регулярно звонят и пишут своей киномаме.

- Как-то раз два парня окликнули на остановке: "Лидия Даниловна, вы нас не узнали?" А я растерялась, привыкла видеть их бритыми и в робах. Тут подходит трамвай, и они, уже убегая, кричат мне: "Спасибо за то, что вы для нас делаете, и храни вас Бог!" Народ стал оглядываться: что это за тетка, которую бывшие зеки благодарят? - иронизирует собеседница. - Я не могу знать, как сложилась жизнь всех моих зрителей. Важнее, что оступившиеся за колючую проволоку уже не вернулись.

В феврале Лидия Даниловна отметила 80-летний юбилей, но почивать на лаврах не собирается. Готовит очередной фильм. Жалеет только, что достойной смены ей нет:

- Молодые кинематографисты индифферентны, но я очень надеюсь, что кто-то прочитает эту статью и подключится к нашей просветительской деятельности. Никто не застрахован от сумы и от тюрьмы.

Фильмотека

• Фильм Лидии Котельниковой "Торопитесь делать добро" посвящен двум тюремным врачам, которых разделяют 150 лет. Один из них - хирург Владимир Шабуров, более 30 лет спасавший не только заключенных, но и жителей деревень Сосьвинского района. Второй - Федор Гааз, филантроп, главврач московских тюрем в XIX веке, создатель службы скорой помощи в России. Картина отмечена дипломами открытого всероссийского фестиваля документальных фильмов "Соль земли", международного фестиваля христианского кино "Невский благовест", международного фестиваля "Detective FEST", а также призом Санкт-Петербургского международного кинофестиваля "Надежда".

• Фильм "Обречены жить вместе" рассказывает о сотрудницах ГУФСИН: Наталье Малышевой, начальнике ныне закрытой ИК в Пелыме, и Венере Святецкой, замначальника ИК-14 в Пуксинке. Женщина во главе колонии - явление редкое, а уж во главе мужской и подавно. Судьбы их во многом схожи: родились на Севере, но после окончания института вернулись в родные края вместе с семьями. Эта лента стала лауреатом трех фестивалей, в том числе международного кинофестиваля о правах человека "Сталкер".

Комментарии

Татьяна Мерзлякова, уполномоченный по правам человека в Свердловской области:

- Казалось бы, правозащитники - это те, кто критикует условия содержания осужденных, но помочь им можно и показывая лучшие стороны жизни за решеткой. Когда я смотрю фильм о докторе Гаазе, вспоминаю врачей, работающих за колючей проволокой. После фильма "Обречены жить вместе" по-другому взглянула на Венеру Святецкую, хотя была знакома с ней и раньше. Настоящая хозяйка, она по-домашнему вела дела в колонии.

После выхода картины "Освобожденные" мы получили сразу два письма от матерей из колоний с просьбой помочь вернуть детей. А еще Лидия Котельникова работает в комиссии по помилованию с самого ее основания. Пусть показатели и скромные, но все 28 помилованных живут нормальной жизнью, никто повторно не совершил преступлений.

Елена Тищенко, экс-руководитель пресс-службы ГУФСИН по Свердловской области:

- Встречи с деятелями искусства не только повышают культурный уровень осужденных, но и помогают встать на путь исправления. К сожалению, у многих из них раньше не было возможности общаться с творческими, одухотворенными людьми. Такие встречи открывают для них совершенно новый мир. Лидия Даниловна часто говорит, что ездит в колонии не только как художник, но и как мать, воспитавшая двух сыновей и мечтающая, чтобы и эти в основном молодые ребята одумались, стали жить по человеческим законам.

Справка "РГ"

Лидия Котельникова - режиссер неигрового кино, заслуженный работник культуры РФ, почетный кинематографист России, член общественного совета при ГУФСИН Свердловской области и комиссии по вопросам помилования при губернаторе. За большой вклад в воспитательную работу с осужденными награждена грамотами губернатора и правительства Свердловской области, медалью "За усердие" II степени.