Почтомат можно сравнить с почтовым ящиком, который работает на выдачу. Такие станции устанавливаются в местах, где клиенты могут забирать или возвращать посылки 24 часа в сутки, например, на железнодорожных станциях, в торговых центрах, автозаправках, супермаркетах. Вместо ожидания доставки товара на дому покупатели могут заказать доставку в ближайший почтомат. Чтобы открыть ячейку с посылкой, нужно ввести специальный код или оплатить товар. На получение заказа нужно в среднем 17 секунд. Количество ячеек в почтоматах обычно варьируется от 36 до 76. Размеры и комбинация типов ячеек зависят от производителя и потребности в каждой конкретной точке продаж. Если покупатель не оплатил свой заказ в Интернете при оформлении покупки, то он может сделать это через почтовую станцию. По словам аналитиков, особенностью российского оборудования является возможность выбора способа оплаты: банковской картой или наличными.
По словам экспертов отрасли, одной из востребованных услуг почтоматов в ближайшее время станет возврат товара, который не подошел, от покупателя в магазин. Кроме того, услугами почтоматов могут пользоваться не только покупатели интернет-магазинов, а, например, клиенты прачечных или ателье. В Европе и Японии также почтовые автоматы хорошо зарекомендовали себя в сфере ремонта и обслуживания техники. В перспективе почтоматы могут найти применение и в доставке продуктов питания, но для этого потребуется дополнительное оборудование.
По словам генерального директора российского сервиса мобильных инвестиций Роберта Багратуни, компании, которые раньше специализировались на развитии платежных терминалов, сегодня ориентируются на новые услуги: "Они теряют клиентов из-за развития мобильного банкинга, а технологическая база, которая есть у них в распоряжении, позволяет перестраиваться на работу с почтоматами".
Ранее почтоматы были распространены в Москве и Санкт-Петербурге, но сейчас ситуация активно меняется. "Мы можем встретить почтоматы уже практически во всех более или менее крупных городах России, - отметил руководитель проектов аутсорсинговой компании "Интеркомп" Валентин Островский. - Количество почтоматов будет активно расти как минимум до пятидесяти тысяч штук". Такое число, по мнению экспертов, достижимо к 2020 году при росте интернет-торговли по 30 процентов в год. "И это понятно, так как такой способ доставки удобен как для отправителя, так и для получателя, - заметил Островский. - Продавцы могут сократить расходы на логистику, а покупатели получить товар в удобное время в удобном месте. Последнее утверждение реализуется в тот момент, когда число почтоматов вырастет хотя бы до 20 000 штук".