На парламентских выборах в Сербии победили "мечтатели"

В Сербии подвели итоги парламентских выборов. Их победитель - коалиция "Александр Вучич - Сербия побеждает", сформированная вокруг нынешнего премьера Александра Вучича получила 48,25 процента голосов. Другие конкуренты сильно отстали: у сторонников сербской Социалистической партии 10,95 процента голосов, сербскую радикальную партию во главе с Воиславом Шешелем поддержали 8,1 процента избирателей. Но "исторический успех", как назвал результаты голосования премьер Вучич, продемонстрировал всю парадоксальность проводимой Белградом политики, в которой его нынешние лидеры тщетно пытаются совместить несовместимое. Свою избирательную кампанию партия Вучича построила на эксплуатации затаенной мечты сербов вступить в Евросоюз: в конце прошлого года Брюссель дал старт формальным переговорам на этот счет. Завершить начатые реформы Вучич обещал избирателям к 2020 году.

Сегодня в Белграде называют результаты голосования "мандатом" на дальнейшее сближение Сербии и единой Европы. Эта логика выглядит парадоксальной на фоне глобального миграционного кризиса в ходе которого наименее пострадавшими оказались государства ЕС, заключившие так называемые усеченные соглашения: они допускают отказ подписавших их стран от участия в общеевропейских проектах Брюсселя, в том числе связанных с миграцией. Этими счастливчиками, на которых не распространяются планы Еврокомиссии по квотированию беженцев, стали Британия, Ирландия и Дания. Тогда как остальным государствам Старого света придется под угрозой финансовых санкций распахнуть двери для переселенцев, способных, по словам премьера Венгрии Виктора Орбана, "перерисовать этническую, культурную и религиозную карту Европы". Оказавшаяся волей судьбы вне ЕС Сербия казалось бы должна вздохнуть с облегчением: она может развивать свою экономику без диктата со стороны Брюсселя и проводить внешнюю политику в соответствии с национальными интересами. Но оказалось, что более 40 процентов избирателей проголосовали за европейскую "тюрьму"...

В ходе предвыборной кампании сторонники Вучича утверждали, что их стратегическая цель "вступление в Евросоюз при сохранении хороших отношений с Россией". И это еще один пример недобросовестной "эксплуатации" значимых для нации символов. Заявления, в последние время все чаще звучавшие из Брюсселя и ответная реакция на них со стороны Москвы подтверждают: между единой Европой и Россией "бизнеса, как обычно" больше не будет. А значит все разговоры стремящихся в ЕС сербских политиков о дружбе с Кремлем, не более, чем предвыборный слоган. Для того, чтобы получить согласие на вступление в единую Европу, от официального Белграда потребуют отречься от принципов: публично отказаться от любого, не санкционированного свыше, сближения с Москвой, и, разумеется, признать независимость Косово. Причем это далеко не единственные условия "клятвы" на верность Брюсселю, которые предстоит принести сербским политикам.

Почему же сербы в ходе парламентских выборов не приняли во внимание эти казалось бы очевидные вещи? В конце декабря прошлого года правоохранительные органы Сербии провели масштабный рейд, во время которого по подозрению в коррупции задержали более 80 чиновников, включая бывшего министра торговли. Коалиция премьера Вучича использовала недовольство соотечественников масштабами коррупции, заявив, что сделают борьбу с ней одним из главных направлений при проведении будущих реформ. А поскольку в обозримом будущем вопрос о вступлении Белграда в единую Европу не стоит в повестке дня, сербские избиратели решили "не дразнить гусей" в Брюсселе и демонстративно поддержали политиков-сторонников евроинтеграции. Тем более, что на данном этапе никто не заставляет Сербию принимать мигрантов по квотам и не требует от нее отказаться от самостоятельной внешней политики. А значит у Белграда еще достаточно времени для того, чтобы понаблюдать за метаморфозами единой Европы. И сделать выводы, нужна ли она будет в своем обновленном качестве сербам.