Также он заявил, что не станет выставлять свою кандидатуру на пост председателя на чрезвычайном съезде ПСР, намеченном на 22 мая. А это означает, что в Турции появится новый премьер, поскольку традиционно именно лидер правящей партии назначается в качестве главы правительства. "Я не буду баллотироваться на пост председателя партии. Это необходимо для сохранения единства партии", - объяснил Давутоглу.
Он уходит с поста премьера фактически во время своего триумфа - длительные переговоры с Евросоюзом о безвизовом въезде на территорию ЕС увенчались успехом, а ведь это была идея именно Давутоглу, как и многие другие внешнеполитические инициативы Анкары в течение последних лет. По версии, озвученной большинством СМИ, за отставкой стоят разногласия Давутоглу с президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом относительно путей урегулирования курдской проблемы и обеспечения прав человека в Турции. Известно, что 4 мая глава Турции и премьер имели почти двухчасовую беседу, в ходе которой якобы не сошлись во мнениях по этим двум вопросам.
Но, похоже, главная проблема заключается в стремлении Эрдогана к единоличной власти. Так, по информации турецкого колумниста газеты Hurriyet Мурата Эткина, пока Давутоглу договаривался в Брюсселе об отмене виз, возглавляемая им ПСР попыталась вернуть себе фактически отобранное ранее Эрдоганом право назначать руководителей местных отделений партии. Это и стало непосредственной причиной размолвки между первыми лицами Турецкой Республики. В принципе отношения премьера и президента в последнее время нельзя было назвать доверительными в основном из-за того же стремления Эрдогана сосредоточить в своих руках всю полноту власти.
"Может быть, Давутоглу и не такой харизматичный лидер, как Эрдоган, но он глава правящей партии, что давало ему возможность ограничивать полномочия первого лица, - пояснил российский политолог Ильшат Саетов. - Естественно, премьер был недоволен положением дел во власти. Ведь сейчас министры вначале отчитываются перед президентом и только потом перед главой правительства. А в знаменитом своей роскошью дворце Эрдогана в Анкаре (это здание, кстати, строилось для кабинета министров) существует целое подразделение президентской администрации, действующее параллельно с правительством". Кроме того, Давутоглу в отличие от большинства представителей турецкого истеблишмента не был замешан в коррупционных скандалах, что уменьшало его управляемость, считает Саетов.
"Давутоглу далеко не во всем был согласен с политикой Эрдогана в отношении курдской проблемы, - считает собеседник "РГ". - Нынешний конфликт с курдами может привести в перспективе если не к гражданской войне в Турции, то к ее федерализации, с учетом того, что курды составляют до 35 процентов из 78-миллионного населения страны".
Кто заменит Давутоглу на посту лидера ПСР и в премьерском кресле? "На съезде 22 мая скорее всего выберут более лояльную Эрдогану фигуру, которая во всем будет следовать в фарватере президентских решений", считает директор Института российских исследований Турецко-Российского фонда культуры Гумер Исаев.
Нельзя исключать, полагают эксперты, что Давутоглу попытается создать свою партию, идея которой давно витает в воздухе. При удачном раскладе новая партия сможет набрать 15-20 процентов голосов центристов, а это фактически лишит ПСР статуса правящей партии.