Огромное преимущество Восточного в том, что трассы запусков проходят над водой и малонаселенными районами Дальнего Востока. При этом активные участки полета не проходят над другими странами. Нет необходимости создавать огромные зоны для падения ступеней ракет-носителей: в основном они будут падать в океан. Так что Восточный встает в один ряд с известными стартовыми площадками США и Японии.
Новый космодром позволит обеспечить независимый доступ в космос с территории России по всему спектру космических задач. Это очень важно. Владея собственным гражданским космопортом, с которого можно запускать и "автоматы", и "пилотники", исследовать дальний космос, Россия становится особо значимым партнером в международных проектах.
Техническое и эскизное проектирование Восточного начали в 2011 году, а к строительству приступили в июле 2012 года. Через 3 года, 17 июня 2015-го, комплекс средств измерений, сбора и обработки информации космодрома впервые принял телеметрию с Международной космической станции. А 3 июля командный пункт Восточного впервые принял телеметрию уже с грузового корабля "Прогресс М-28М", который стартовал с Байконура.
Изначально первый пуск "Союза" ожидался в 2015 году, а первый пилотируемый старт - в 2018-м. Но когда в октябре прошлого года президент Путин прибыл на космодром, он призвал не проводить строительные работы в спешке, а работать над подготовкой Восточного к первому запуску с ритмичностью и внимательностью. "Космонавтика - не та сфера, где нужны сверхусилия и штурмовщина", - подчеркнул он.
Новый российский космодром эксперты уже называют лучшим в мире. "Это не преувеличение?" - с таким вопросом корреспондент "РГ" обратился к руководителю "Роскосмоса" Игорю Комарову. "Считаю, что Восточный - однозначно лучший, - ответил тот. - И по многим параметрам он превосходит мировые аналоги. Некоторые говорят, что это продолжение "гагаринского старта" на Байконуре. Поверьте, они сильно заблуждаются - по уровню автоматизации, использования современных технологий и новых решений Восточному нет равных".
Поражают кадры, когда по рельсам мобильная башня обслуживания "наезжает" на ракету и как бы захватывает ее. В истории нашей космонавтики такая уникальная вертикальная конструкция используется впервые. Высота башни - 52 метра, вес - 1600 тонн. Она единственная в мире позволяет работать с ракетой-носителем при температурах от минус 50 градусов до плюс 30 и выше. И не только по своим размерам и массе, но и по количеству оборудования не имеет аналогов.