Как оказалось, арендатор вырубает только лучшие деревья. Оставшиеся не способны в полной мере выполнять защитные функции. Лесосеки зачастую зарастают кустарником и сорной растительностью, поэтому естественное возобновление сосны затруднено. Уничтожаются места обитания редких и исчезающих видов растений и животных. И такой подход к ведению лесозаготовительной деятельности предприятиями холдинговой компании, по мнению активистов ОНФ, - не редкость.
- Вынужден констатировать, что на Алтае лесопользования нет. Есть древесинопользование. Я был шокирован, увидев крупную выборочную рубку в тех местах, где нет подроста. О каком восстановительном процессе может идти речь? Такие рубки нужно самым жестким образом пресекать, - заявил эксперт региональной группы общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса, доктор сельскохозяйственных наук, заслуженный лесовод РФ Евгений Парамонов.
Кроме того, эксперт рассказал о проблеме закрытости информации о деятельности крупнейшего арендатора лесов в Алтайском крае. Как оказалось, лесозаготовители отказались предоставить ветерану отрасли материалы отвода лесосек. Свои претензии к холдингу высказали представители малого бизнеса и сельские жители. Они заключаются в отсутствии равного доступа к лесным ресурсам.
- Арендатор рассматривает ленточные боры как "месторождение древесины", и заказники - не исключение. Но отношение к ним нужно менять, если мы не хотим потерять наше уникальное природное наследие. Призываем региональные власти организовать должный контроль выполнения арендаторами мероприятий по сохранению ландшафтного и биологического разнообразия алтайских лесов. Жалобы на варварское отношение к лесу приходят из поселков Лесного, Зонального, Бийского и других районов края, людей все больше беспокоит сохранение благоприятной окружающей среды. Идея зеленого щита актуальна для всей России и должна внедряться не только в Московской и Ленинградской областях, - отмечает руководитель региональной группы общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса Алексей Грибков.
Для повышения прозрачности лесозаготовительной деятельности общественники призвали "Алтайлес" размещать в открытом доступе лесные декларации. А прозрачность холдингу придется повышать - компании предстоит пройти весьма жесткую процедуру добровольной лесной сертификации. Она предполагает конкретные меры по повышению экологической и социальной ответственности. В этой связи "фронтовики" порекомендовали руководству компании выделить леса высокой социальной и природоохранной ценности на арендуемых территориях и разработать процедуру разрешения конфликтов, возникающих в сфере легального доступа населения и малого бизнеса к использованию лесных ресурсов. Речь здесь идет, к примеру, о получении качественной древесины по приемлемым ценам.
В расширенном заседании этой группы принял участие член центрального штаба ОНФ, вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" Азат Газизов.
- Я не первый раз на Алтае. Радует, что в этом году наконец-то появился конструктив, диалог общественников и населения с одной стороны и холдинга - с другой. В прошлом году было серьезное недопонимание, каждый отстаивал свою правду и не слышал аргументы оппонентов. Сейчас пошло движение навстречу, хотя нерешенные вопросы остаются. Например, жалобы малого бизнеса на непредставление необходимой древесины со стороны холдинга меня вообще поставили в тупик, - отметил вице-президент "ОПОРЫ России".
Точки соприкосновения и сотрудничества, действительно, есть, и связаны они с совместным поиском решений проблем федерального уровня.
- Самое серьезное беспокойство у всех нас вызывает ныне действующий приказ Россельхоза № 174 от 27 апреля 2012 года, который существенно изменил нормативы пожарного обустройства лесов. Будем доносить свою позицию до ведомства всеми возможными способами, - отметил Алексей Грибков. - Печальный прошлогодний опыт некоторых регионов не должен повториться на Алтае. Нельзя подходить с одной меркой ко всем территориям. Представители власти, ученые и лесопользователи занимают в этом вопросе единую позицию: нужно предоставить субъектам федерации право самостоятельно определять дополнительные объемы противопожарного обустройства лесов. Кроме того, мы предлагаем Федеральному агентству лесного хозяйства инициировать изменения в нормативно-правовых актах, которые бы установили возраст рубки для сосны в ленточных и приобских борах Алтайского края в 121 год (сейчас он на двадцать лет меньше).
Кстати, по данным завкафедры лесного хозяйства Алтайского государственного аграрного университета Александра Маленко, для сосны, растущей в России, средний возраст естественной спелости вообще приходится на 180-200 лет.
- Мы должны молиться на это чудо природы - ленточные боры, и решать все проблемы в пользу лесов, а не лесозаготовителей, - подчеркнул ученый. - Высокоинтенсивные рубки для обновления и переформирования можно осуществлять в лиственных насаждениях, а в смешанных и чистых сосняках они должны проводиться только на ограниченных площадях с интенсивностью не более 35 процентов - это связано с особенностью формирования местных лесов, а также с недостаточной их изученностью. Менять структуру ленточных боров, в том числе возрастную, - то же самое, что поворачивать сибирские реки в Среднюю Азию. В так называемых омолаживающих рубках, производимых в этих борах, есть много спорных вопросов, особенно для специалистов.
Справка "РГ"
Центр общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса был создан в марте 2015 года после многочисленных сообщений граждан о нарушениях, нелегальных вырубках и фактах коррупции в лесной сфере. В состав центра вошли эксперты, ученые, общественные деятели и экологи. В регионах, где происходит наибольшее число нелегальных вырубок, организованы группы общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса.