Одним из первых в санкционный список попало предприятие "Катод" - производитель приборов ночного видения (ПНВ) и их компонентов. Затем под санкциями оказались производители электроники - НПО "Луч" и Новосибирский завод полупроводниковых приборов (оба в составе холдинга "Швабе" - Швабе - оборона и защита"), а также НИИ измерительных приборов (концерн "Алмаз-Антей") и Новосибирский авиаремонтный завод (холдинг "Вертолеты России"). Кроме того, санкции затронули новосибирские предприятия холдинга "Росэлектроника" и даже швейную фабрику "Приз".
- Санкции были объявлены два года назад. Новосибирские предприятия ощутили их на себе чуть позже. Но если мы посмотрим на итоги работы в 2015 году, то увидим, что практически все увеличили объемы производства. Так, "Экран - оптические системы" показал рост к 2014 году на 54 процента, "Катод" - на 27,6, патронный завод - в 2,7 раза, НПО "Восток" - на 54,6, авиаремонтный - на 76 процентов. По предприятиям "Росэлектроники" увеличение в среднем составило пятьдесят процентов. Не похоже, что санкции оказали какое-то влияние, а даже, может, наоборот, ускорили рост и сориентировали предприятия на внутренний рынок. Понятно, что многие из перечисленных выполняли гособоронзаказ, - отмечает начальник департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска Александр Люлько.
По мнению экспертов, санкции способствовали тому, чтобы убрать конкурентоспособные российские предприятия с внешнего рынка. Например, по некоторым оценкам, продукция предприятия "Катод" занимает четверть американского рынка электронных оптических преобразователей (ЭОП).
- Прежде всего, мы столкнулись с трудностями платежей и закупкой иностранной продукции. Теперь на приобретение компонентов за доллары уходит до одного месяца, - отметил директор по качеству ОАО "Катод"Алексей Енин. - Продавая свою продукцию за рубеж, мы получали валюту и направляли ее на покупку комплектующих - тех, которых в стране не производят. На их изготовление уходит до трех месяцев, и платить надо раньше.
- Наше предприятие ориентировано в основном на внешний рынок. И что мы видим? Прохождение платежей увеличилось. Проверяют поставщика, сделки, продукцию. Но больше всего, на мой взгляд, на ситуацию влияют не зарубежные санкции, а мы сами. Например, в два раза поднялись цены на отечественные комплектующие. Продукция стекольного завода, необходимая для нашего производства, подорожала в пять-семь раз. Энергетики вообще преподносят ежегодный "подарок", увеличивая стоимость электроэнергии на 15-25 процентов. За аппетитами монополистов нам не успеть, - посетовал генеральный директор ЗАО "Экран - оптические системы" Валерий Гугучкин.
Новосибирскому авиаремонтному заводу пришлось отказаться от комплектующих, которые выпускают на Украине. Локализация производства необходимых компонентов в Московской области, а лакокрасочных покрытий - в Ярославской позволили полностью перейти на отечественную продукцию.
- Последствия санкций коснулись нас в меньшей степени, так как мы ремонтируем отечественную технику, в которой не так много иностранных комплектующих. Но мы столкнулись с тем, что объемы контрактов на внутреннем рынке стали уменьшаться. Эксплуатанты решили экономить на ремонте, увеличивая межремонтный период и снижая затраты на него, - сообщил заместитель управляющего директора по управлению персоналом и развитию ОАО "Новосибирский авиаремонтный завод" Михаил Пронников. - В свою очередь, мы стараемся сохранить производственную базу, увеличивать эффективность энергоносителей. Ставим задачу сократить издержки на десять процентов.
Швейная фабрика "Приз" ощутила проблемы платежей и приобретения сырья. Косвенно ощутил их и Новосибирский патронный завод (НПЗ).
- Сейчас полностью отсутствует возможность поставок специализированного оборудования из Европы, Тайваня. Универсальное можно приобрести в Германии и Китае, но там наши заявки рассматривают порой до шести месяцев. Зарубежные партнеры опасаются, что, сотрудничая с нами, они тоже могут пострадать, - отметил первый заместитель генерального директора - директор по экономике и финансам НПЗ Святослав Добрынин.
По его словам, для производства высокоточных патронов необходимы специальные марки пороха. Последние три года их закупали в Бельгии. В России многие годы эту продукцию не производят - технология утеряна.
- Высокотехнологичные продукты и сами технологии нам никто продавать не собирается, и санкции здесь не причем. Генератором инноваций может стать только Российская академия наук и отраслевые институты. Хорошо, что сейчас наши предприятия держатся на плаву благодаря оборонному заказу. Но это время надо использовать для того, чтобы расширить производство гражданской продукции, которая могла бы конкурировать на внешнем рынке, - уверен Валерий Гугучкин.
- Если не развивать науку, то на том запасе, который у нас есть, мы недолго протянем. Наши базовые институты не проводят научно-исследовательских работ, направленных на создание новых материалов и изделий. Раньше финансирование шло по линии минобороны, сейчас - минпромторга, но ни в одной программе не говорится о разработке электронно-оптических систем. За рубежом уже появились ЭОП пятого поколения. Это уникально - в миниатюрном приборе интегрирована вся электроника, - сообщил Алексей Енин.
По его мнению, новосибирские специалисты могут приступить к созданию ПНВ современного пятого поколения. Реализация этого проекта, по предварительным расчетам, оценивается в пятьсот миллионов рублей. Кроме того, требуется электронно-чувствительная матрица, отсутствие которой - основная проблема, тормозящая процесс. Если матрица будет создана, можно будет начать разработку ПНВ и в течение двух-трех лет довести ее до серийного производства.
Как отмечают эксперты, наладить производство приборов четвертого поколения сравнительно нетрудно, а вот у пятого уже принципиально иная конструкция. Но эту задачу нужно решать в ближайшее время, иначе российские производители глобально отстанут от конкурентов. Один из вариантов - заказать разработку на стороне.
По мнению Святослава Добрынина, еще одна проблема, с которой сталкиваются предприятия не по вине санкций, - кадровая.
- За два года мы приросли 160 специалистами. Качество квалификации рабочего персонала серьезно страдает. Люди не обладают нужными компетенциями, что сказывается на потерях, браке в работе. Нет специализированных колледжей. Это общая проблема для ОПК, - добавил Добрынин.
- Качество выпускников даже профильных учреждений низкое, независимо, где они находятся - в Москве или Новосибирске. Практически все новички требуют переподготовки и доучивания, чтобы получать от них отдачу. На доведение бывшего выпускника до специалиста отвлекаются средства от основного производства и время опытных работников, - поддержал коллегу Михаил Пронников.
Александр Люлько, начальник департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска:
- Правительство страны ставит задачу: не менее пятидесяти процентов продукции оборонно-промышленного комплекса должно быть гражданской. Дороги и экология, доступная среда для людей с ограниченными возможностями здоровья, медицина - для решения проблем в этих сферах существуют технологические разработки. Здесь можно найти применение и предприятиям ОПК. В частности, этот вопрос будет вынесен на четвертый международный форум технологического развития "Технопром", который пройдет в Новосибирске в июне 2016 года. Руководители предприятий предложили вернуться к теме создания в Новосибирске центра фотоники. Для этого, по их мнению, есть все: фундаментальная и прикладная наука, предприятия с наработанными технологиями. Об этом мы также поговорим на "Технопроме".