05.05.2016 08:13
    Поделиться

    В Ростове придумали, как вернуть прибыль в полиграфический бизнес

    Ростовчанин Андрей Наумов создал уникальный сервис, который помогает небольшим типографиям, рекламным агентствам и дизайн-студиям увеличить эффективность их бизнеса в несколько раз. Амбициозный стартап уже оценила Национальная ассоциация полиграфистов, удостоив предпринимателя звания "Почетный полиграфист". Фонд Бортника выделил инновационному проекту многомиллионный грант, бизнес-ангелы предлагают свои инвестиции, а Фонд развития интернет-инициатив пригласил команду проекта в Москву.

    Рекламная полиграфия в основном состоит из мелких типовых заказов. 80 процентов всей работы - это визитки, листовки, буклеты и брошюры. Если подсчитать время, которое тратится на прием клиента, дизайн, согласование макета, правки и утверждение, выходит, что за день небольшой компании редко удается оформить больше десяти заказов. Для увеличения оборота руководителю приходится нанимать дополнительных сотрудников. Раньше это давало ожидаемый эффект, но сегодня средний чек таков, что команда попросту "проедает" всю прибыль. В результате большинство малых типографий закрывается в первые годы работы.

    Проблемы индустрии Андрей Наумов испытал, что называется, на собственном опыте. За 16 лет он прошел путь от посредника до владельца крупной цифровой типографии. И видел, что любая компания отрасли упирается в потолок продуктивности. Даже если все время подгонять сотрудников и отладить все процессы идеально, выше потолка не прыгнешь.

    - На Западе полиграфистам давно известен термин web-to-print, - рассказывает Андрей. - Это сервисы самообслуживания, которые типографии устанавливают себе на сайт, превращая его в интернет-магазин. На таком сайте даже неопытный клиент сможет самостоятельно создать себе макет из понравившегося шаблона в удобном онлайн-конструкторе. Типография получает полностью сформированный заказ, что экономит ей массу времени и денег. С идеей подобного сервиса мы и пришли в только что открывшийся Южный IT-парк.

    Командам, прошедшим жесткий отбор в бизнес-инкубатор, с первых дней внушали мысль, что стартапы станут успешными лишь при условии использования customer development - клиентоориентированного подхода к бизнесу. У многих молодых предпринимателей есть мнение, что главное - сделать классный продукт, а покупатель на него обязательно найдется. Это практически никогда не работает.

    Оказалось, что самостоятельно создать макет и оформить заказ в интернете готовы не больше десяти процентов клиентов. Да и крупные сделки они предпочитают совершать не в Сети. К тому же внедрению сайта самообслуживания в компаниях противятся менеджеры и дизайнеры, ведь для них такая система - прямой конкурент.

    Несколько месяцев мозгового штурма молодой команды практически ни к чему не привели. Начались сомнения: может, бизнес-идея неудачна? Рынок еще не готов? А потом случилось то, что в стартап-индустрии называют пивот (с английского это можно перевести как "радикальная смена бизнес-модели").

    - Решение пришло неожиданно. Я думал о том, что слепое копирование успешных на Западе проектов не обязательно приводит к успеху. И попытался представить, какими качествами должен обладать сервис, чтобы помочь российской компании покорить рынок в условиях несформировавшейся культуры онлайн-заказов. И вдруг я понял! Нам изначально нужно было сосредоточиться не на тех десяти процентах клиентов, которые оформляют заказы самостоятельно, а на остальных 90! Система должна превратиться из сайта самообслуживания в сервис, ускоряющий процесс создания и согласования макетов, чтобы менеджеры могли в несколько кликов оформлять типовые заказы. Когда мы предложили новую модель бизнесу, те, кто раньше противился внедрению, превратились в наших союзников.

    Проект получил имя web2print.pro - домен "pro" подчеркивает, что это сервис для профессионалов, а не сайт самообслуживания. В систему уже заложено огромное количество дизайн-шаблонов, с помощью которых менеджер может за считанные секунды автоматически создавать готовые макеты, не отвлекая дизайнера от дорогих эксклюзивных клиентов. Установив новый сервис, типографии и посредники увеличат продуктивность и предоставят своим клиентам качественно новый уровень обслуживания.

    - Представьте себе такую картину: вы только что придумали новый проект и уже завтра летите в город Энск на выставку. Вам нужны визитки, листовки, роллап, сувенирные футболки и блокноты. Что делать? Открываете поисковик и находите первую попавшуюся типографию. Главное, чтобы к вам поближе. Нет! Лучше так, чтобы поближе к вашей гостинице в Энске. Выбираете, связываетесь с ними, говорите, что вам нужно, и даете необходимые данные. Еще не повесив трубку, вы получаете на почту десятки готовых макетов на всю продукцию. Остается выбрать подходящий дизайн, внести правки, определиться с тиражом и, возможно, с доставкой прямо на выставку.

    Скажете, утопия? Нет. Это наш план на ближайшие пять лет. Теперь фамилия на новых визитках всегда соответствует вашему паспорту, а любая секретарша может заказать качественную полиграфию с первого раза.

    У компании большие планы. Андрей не раскрывает всех секретов, но признается, что к открытию готовятся еще несколько сервисов, которые призваны решать определенные проблемы крупного бизнеса. Они уже протестированы на первых клиентах и показали свою работоспособность.

    - Главное, не бояться проверять гипотезы. Если вы видите, что проект по каким-то причинам не пошел, меняйте, экспериментируйте. Особенно если нет большого опыта в реализации стартапов, - говорит Андрей. - Общайтесь к профессионалам, адекватно воспринимайте критику. Первые шаги - самые сложные. И когда будет выбрана верная концепция, она сама станет помогать вам, и клиенты не заставят себя ждать.

    Из опыта Андрея Наумова

    - 90 процентов стартапов умирают в первый год работы. На второй год закрывается еще половина из оставшихся. Только в случае если вы выбрали правильный рынок, вошли в него в подходящее время и придумали уникальное решение, у вас есть хотя бы какие-то шансы на успех.

    Главное в любом проекте - нащупать "боль" потенциального клиента и предложить простое решение. Многие начинающие стартаперы боятся рассказывать о своих идеях инвестору. Они думают, что их "гениальную" идею украдут. Поверьте, у инвестора нет времени даже вникать в ваш бизнес. Он заинтересуется, если идея действительно прорывная, а ваши расчеты базируются на объективных данных, а не голой уверенности в успехе. Если по вашим расчетам бизнес не будет приносить 300 миллионов рублей в год, инвесторы на него не клюнут. Возможно, за него и вам не стоит браться.

    Поделиться