05.05.2016 13:55
    Поделиться

    Власти Зауралья поддержат местных аграриев с помощью госзакупок

    Власти Курганской области рекомендовали региональным и муниципальным заказчикам поддерживать на торгах местных сельхозпроизводителей. Оказывается, это можно сделать, не нарушая закон о госзакупках.

    Овощевод из Кетовского района Александр Немиров посетовал, что снабжает своей продукцией почти весь Уральский округ, кроме… родного Зауралья.

    - Наши социальные учреждения формируют на аукционах лоты таким образом, что в общем перечне продукции вместе с овощами находятся привозные фрукты, - поясняет он. - Мы можем предложить недорогой и качественный картофель, морковь, свеклу, но бананы у нас не растут. Закупать их специально для участия в торгах для солидного авторитетного предприятия несерьезно. К тому же для этого придется держать в штате специального сотрудника.

    Руководитель другого сельхозпредприятия Андрей Соцкий подтверждает: не обидно проиграть добросовестным конкурентам, но ведь до смешного доходит - победитель аукциона, чтобы выполнить контракт, у бывших соперников покупает картошку, потому что сам ее не выращивает, да  и вообще никакого отношения к сельскому хозяйству не имеет. Однажды Соцкий попытался выяснить, кто перешел дорогу его хозяйству. Оказалось, это ООО зарегистрировано в Екатеринбурге в однокомнатной квартире на пятом этаже.

    Председатель комитета по экономической политике облдумы Евгений Кафеев рассказал, что депутаты тоже изучали ситуацию с госзакупками и очень удивились, выяснив, что только на одних торгах из 35 победил местный товаропроизводитель, остальные контракты ушли в Челябинск, Екатеринбург, Копейск и другие города. В Кургане, по его словам, тоже хватает фирм-однодневок, демпингующих на аукционах. Например, пятимиллионный контракт на поставку продуктов питания в одну из больниц выиграла компания с уставным капиталом 10 тысяч рублей, зарегистрированная буквально накануне торгов в одной из квартир областного центра.

    - Я не против малого бизнеса, а, наоборот, за его развитие. Но все же стало интересно, каким образом маленькой ооошке удалось обойти маститые хозяйства, - признался Евгений Кафеев. - Когда стали разбираться, выяснилось, что, кроме картофеля, капусты, огурцов и других овощей, которые традиционно выращивают в Зауралье, учреждение заказало в этом крупном лоте на 130 тысяч рублей укроп, петрушку и прочую зелень. Местные крупные сельхозпредприятия такой мелочью не занимаются, а перекупщики этим пользуются.

    Бывают и вовсе нестандартные лоты. Например, один из заказчиков пожелал, чтобы ему поставили тонну картофеля и… килограмм петрушки. Глава экономического комитета допускает, что это сделано специально, чтобы еще до торгов отсечь сильных потенциальных конкурентов. Такую версию не исключает и заместитель губернатора по инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Сергей Чебыкин.

    Победитель аукциона, чтобы выполнить контракт, покупает продукцию у бывших соперников, потому что сам он никакого отношения к сельскому хозяйству не имеет

    - Надо чтобы бананы с картошкой в лотах не мешали, а тот, кто это делает, - предатель, - эмоционально заклеймил непатриотичных заказчиков чиновник.

    Впрочем с точки зрения закона к ним никаких претензий.

    - Объединение в один лот разных наименований пищевой продукции не является нарушением законодательства, если товары технологически и функционально связаны, а они связаны, потому что и картофель, и бананы являются продуктами питания, - прокомментировал начальник управления государственных закупок Курганской области Андрей Потапов.

    Вместе с тем, по его мнению, проблему можно решить двумя путями. Первый - проводить конкурсы с ограниченным участием. Закон предусматривает такую форму торгов, если начальная максимальная цена контракта превышает 500 тысяч рублей. Это открытый конкурс, но заказчик сам рассылает предложения участвовать в нем предпринимателям и организациям определенной категории. Это его право. У конкурсов, по мнению эксперта, есть и минусы. Во-первых, сложнее сама процедура, оценка и подготовка документации, во-вторых, снижение цены в ходе конкурса обычно не столь кардинальное, как на аукционе, видимо, поэтому заказчики предпочитают последнюю форму.

    Второй путь - совместные аукционы. Но ими должен заниматься отдельный орган: подведомственных области бюджетных организаций 328, со всех нужно собрать заявки и уже затем формировать лоты. Такой вариант экономнее и сейчас прорабатывается.

    Руководители бюджетных учреждений в беседе с корреспондентом "РГ" признались, что им самим удобнее и надежнее работать с местными поставщиками, однако не всем сельхозпредприятиям это выгодно. Большие компании, как правило, заинтересованы в крупных поставках, тогда как учреждениям требуются мелкие партии. Делить лоты, подстраиваясь под конкретного производителя, заказчики не могут.

    - Мы работаем по котировкам и электронным аукционам. Проводить конкурсы не пробовали: это сложно, требуется отдельный специалист, а у нас всеми закупками занимается по совместительству бухгалтер, поэтому дробить лот и выставляться по каждому виду продукции нереально, - рассказывает директор Введенской специальной школы Александр Егоров.

    По его мнению, закон о госзакупках все еще несовершенен, хотя его поправляли уже несколько раз. Поставщики нередко договариваются между собой и завышают цену.

    - Чтобы провести аукцион или закупку, мы должны по закону запросить цену как минимум у трех производителей, - поясняет директор. - Производители уведомляют: цена картошки - 20 рублей за килограмм, хотя мы точно знаем, что она стоит в два раза меньше. Но не имеем права выставить другую начальную цену.

    Бывают ситуации, когда победители торгов впоследствии отказываются выполнять условия договора. Например, челябинский поставщик не желает возить в учреждение продукты раз в неделю, а курганского не устраивает двухразовая доставка.

    - Если фирма-однодневка выиграла торги, а потом вдруг передумала, она почти ничем не рискует, лишь 25 тысячами рублей, внесенными в качестве задатка, - говорит Евгений Кафеев. - Крупный производитель не может себе такое позволить - попадет в число недобросовестных поставщиков.

    Обязать бюджетные учреждения покупать продукцию только у своих, чтобы поддержать местных производителей, областные власти, конечно, не вправе. А вот порекомендовать могут. На днях губернатор Алексей Кокорин, отчитываясь о работе перед депутатами облдумы, прямо заявил:

    - Для бизнеса важны не только прямые формы поддержки. Областным и муниципальным заказчикам рекомендую при проведении закупок не допускать объединения в одном лоте продуктов питания, поставка которых может быть обеспечена региональными сельхозпроизводителями, и товаров, ввозимых из-за пределов области.

    Поделиться