В Киргизии вырастет оплата за проезд через стратегический тоннель

В министерстве транспорта и коммуникаций Киргизии предложили увеличить сборы за проезд через тоннель на автотрассе Бишкек - Ош. Эта дорога официально признана стратегической, так как на данный момент является единственной, соединяющей северные области республики с южными. Длина тоннеля, о котором идет речь, составляет около 2,5 километра, а расположен он на высоте более трех тысяч метров над уровнем моря.

Как сообщили в ведомстве, повышение сборов продиктовано велением времени. "Существующие тарифы были утверждены еще в 2004 году и с тех пор не менялись. Деньги направляются на ремонт и содержание тоннеля. С того времени цены на стройматериалы, ГСМ, электроэнергию ощутимо выросли. Кроме того, с помощью собираемых средств оплачиваются расходы работников госслужб - 161 человека, которые задействованы в обеспечении надлежащего состояния тоннеля", - пояснили в минтрансе.

Кроме ремонта, деньги необходимы и на реализацию проекта по автоматизации процесса сбора. "Мы планируем в ближайшее время установить оборудование по типу того, что действует в аэропорту "Манас". Это карточная система, которая полностью исключит влияние человеческого фактора", - объяснил "РГ" главный специалист управления автомобильных дорог министерства Канат Бейшеев.
Также в планах, по его словам, строительство специальной галереи на 246-м километре автотрассы в ущелье Чычкан. Она будет защищать дорогу от снежных лавин.

Как отметили в Государственной дирекции дороги Бишкек - Ош, повышение будет незначительным. Так, для легковых машин тариф увеличится с 45 до 50 сомов. Что же касается других видов транспорта, то он составит: для авто с грузоподъемностью до 3,5 тонны (микроавтобусов) - 100 сомов и 1000 для машин с иностранными номерами; с грузоподъемностью до пяти тонн (автобусы до 22 мест) - 150 и 1800 сомов соответственно; с грузоподъемностью до 10 тонн (автобусы от 22 до 32 мест) - 300 и 3000; с грузоподъемностью до 20 тонн (автобусы свыше 32 мест) - 400 и 5000; для грузовых автомашин с грузоподъемностью свыше 20 тонн - 500 и 6000 сомов.

Деньги будут собирать на пунктах пропуска в селе Сосновка с тех, кто едет в Ош, и в городе Каракуль - с тех, кто направляется из южной столицы в Бишкек. Полученные после оплаты чеки будут действительны при движении в одном направлении в течение двух суток.

Важным моментом, по словам Каната Бейшеева, является то, что в минтрансе намерены обновить список тех, кто может проезжать через тоннель без оплаты. "На данный момент так называемыми льготниками являются авто, принадлежащие, к примеру, жителям некоторых районов республики или МВД. Но зачастую бывало так, что милиционер мог проехать бесплатно на чужой машине, просто показав удостоверение", - рассказал он.

Чтобы этого не происходило, предлагается освобождать от оплаты за проезд автомобили скорой помощи; перевозящие гуманитарные грузы; аварийных и дорожных служб; структурных подразделений МВД, Госкомитета нацбезопасности, Генштаба ВС, МЧС; посольств и международных организаций. Но только при предъявлении их водителями путевых листов и соответствующих разрешений.

В Госдирекции дороги Бишкек - Ош надеются, что люди отнесутся к увеличению тарифов за проезд через тоннель с пониманием. "В 2015 году было собрано около 60 миллионов сомов, а планировалось 83 миллиона. Нужны деньги и на ремонт, и на реализацию проектов", - посетовали в дирекции.

Последнее слово - утверждать новые тарифы или отказать минтрансу - должны сказать в правительстве. Независимые эксперты полагают, что там, скорее всего, поддержат инициативу министерства. Так же, как в конце 2015-го поддержали повышение на пять долларов так называемого аэропортового сбора. Полученные средства сегодня тратятся, в том числе, на капитальный ремонт 25-километровой трассы от Бишкека до международного аэропорта "Манас".

Кстати

Строящийся в республике тоннель через перевал Кок-Арт в Джалал-Абадской области будет четвертым по протяженности в СНГ. Его длина составит 3,5 тысячи метров. Новый тоннель необходим для полноценного функционирования автодороги Север - Юг. Она станет альтернативой трассе Бишкек - Ош. Стоимость проекта - 180 миллионов долларов. Тоннель "пробивают" китайские подрядчики.

"Он строится на высоте более двух тысяч метров. Его оснастят всем необходимым оборудованием - современными вентиляционными и ирригационными системами, связью", - отметили в минтрансе КР.

Первое место по протяженности занимает введенный в эксплуатацию в 2006 году в Таджикистане тоннель "Анзоб" - пять километров. На втором месте Гимринский тоннель в Дагестане (Россия) - 4,5 километра. На третьем - снова Таджикистан : "Чормагзак" - 4,2 километра.

Справка "РГ"

Автомагистраль Бишкек - Ош является частью международного транспортного коридора и имеет важное значение для всего региона. Ее строительство началось в 1940 году. Было остановлено из-за начавшейся Великой Отечественной войны. Возобновилось в 1950-м. Главным организатором дальнейшего строительства автомагистрали был первый министр автомобильного транспорта и шоссейных дорог Киргизии Кусеин Кольбаев, руководивший отраслью с 1953 по 1972 годы. Дорогу необходимо было строить заново. Предстояло проложить 348 километров по горным ущельям, перевалам и долинам. Для обеспечения круглогодичного и безопасного функционирования участка автодороги в районе перевала Тоо-Ашу нужно было на высоте 3200 метров пробить тоннель сквозь Киргизский хребет. Сегодня тоннель носит имя Кусеина Кольбаева. В эксплуатацию трассу Фрунзе (ныне Бишкек) - Ош сдали в 1965 году.