9 мая над Красной площадью сверкнул "бриллиант"

Центральным событием Дня Победы стал военный парад на Красной площади Москвы.

Он собрал в сердце российской столицы более 10 тысяч военнослужащих и огромное количество зрителей. Почетные гости, главным образом - фронтовики, наблюдали за прохождением войск и техники с трибун около мавзолея. Другие - с больших мониторов на улицах города, где в прямом эфире транслировался торжественный марш.

Командовал парадом главком Сухопутных войск Олег Салюков, а принимал его министр обороны Сергей Шойгу. Вслед выносом на Красную площадь государственного флага России и Знамени Победы, объездом войск и выступления Верховного главнокомандующего Владимира Путина, по брусчатке промаршировали офицеры, солдаты Вооруженных сил, воинских частей различных силовых ведомств России, курсанты и слушатели военных училищ и академий, суворовцы и нахимовцы.

Впервые в параде участвовал сводный батальон женщин-военнослужащих. Девушки из Военного университета Минобороны и Вольского военного института материального обеспечения выделялись белой праздничной формой - ее специально разработали и пошили ко Дню Победы. Девчата оказались неплохими строевиками: они уверенно держали равнение в шеренгах и старательно тянули ногу.

На параде все еще раз убедились, что Россию не только есть кому защищать, но и есть чем. Ведь из более чем сотни единиц техники, которая прошла по Красной площади, основную часть составляли современные образцы. Но право возглавить механизированную колонну досталось лучшему танку Второй мировой войны Т-34. Вообще-то "тридцать четверки" россияне привыкли видеть на постаментах и в музеях. Они стали своеобразным символом Великой Победы. И лишь с недавних пор, когда знаменитый танк впервые за десятилетия вывели на кремлевскую брусчатку, многие наши граждане с удивлением узнали, что на армейских базах хранения до сих пор держат несколько Т-34.

Организовать военный смотр 9 Мая - задача не просто ответственная, но и технически весьма сложная. Все здесь рассчитывали не по минутам - по секундам. Например, чтобы между проходом пеших колонн и техники не было разрыва, отдельно установили скорость для  "коробок" и машин. Солдаты и офицеры маршировали по Красной площади со скоростью 5 километров в час, а механики - водители техники "привязали" стрелки спидометров к отметке 12-13 км/ч. Именно с таким темпом, четко соблюдая интервал и дистанцию между машинами, на параде прошли бронеавтомобили "Тигр" и "Тайфун", танки Т-90А и бронетранспортеры БТР-82А, боевые машины пехоты БМП-3, самоходные гаубицы "Мста-С", зенитные ракетные комплексы "Бук-М2",  десантные БМД - 4М и БТР "Ракушка", зенитные ракетно-пушечные комплексы "Панцирь-С1" и системы ПВО С-400 "Триумф", стратегические ракетные комплексы "Ярс". А также перспективные образцы военной техники - танки Т-14 "Армата" и самоходные артиллерийские комплекс "Коалиция - СВ", БМП и БТР "Курганец" и "Бумеранг". Картина, надо сказать, была очень внушительной.

Вслед за наземной техникой над Красной площадью пролетели 17 групп самолетов и вертолетов. Вообще-то, судя по присвоенным номерам, их было восемнадцать. Но, как накануне праздника рассказал командир пилотажной авиагруппы "Стрижи" гвардии подполковник Сергей Осяйкин, цифру "13" из этого расчета исключили - как говорится, во избежание… И дело не только в суеверии. Самыми важными для "парадных" экипажей, помимо мер безопасности, являются параметры полета. Прохождение авиатехники над столицей рассчитано по секундам. Чуть замешкаешься или ускоришься, - поломаешь строй, создашь угрозу другим машинам.  Учитывая, что  временной интервал между прохождением авиагрупп  составляет всего 20 секунд, а высота полета над Красной площадью колеблется от 150 до 400 метров, - такое просто непозволительно.

На параде экипажи более чем семидесяти самолетов и вертолетов, стартовавших с 12 военных  аэродромов, показали действительно высший класс. Праздничный пролет над Красной площадью открыл самый большой в мире военно-транспортный вертолет Ми-26, сопровождаемый четверкой вертолетов Ми-8АМТШ. Армейскую авиацию также представляли вертолеты Ми-28Н "Ночной охотник", Ка-52 "Аллигатор" и Ми-35. Затем в небе появились другие виды авиатехники -  бомбардировщики Су-24М и Су-34, штурмовики Су-25, истребители МиГ-29 и Су-27, перехватчики МиГ-31, воздушный танкер Ил-78, бомбардировщики Дальней авиации - Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160, армейскими большегрузами -  Ан-124-100 "Руслан" и Ил-76МД.

Впервые в Параде Победы широкой публике представили новейший военно - транспортный самолет Ил-76МД-90А, только поступающий на вооружение Воздушно-космических сил России.  Эта машина отличается от предыдущей версии новым крылом и двигателями, модернизированной топливной системой и усовершенствованной системой управления, цифровым прицельно-навигационным комплексом и системой автоматического управления самолетом, а также кабиной с ЖК-дисплеями.

А в группе "Тактическое крыло" из десяти самолетов опять же впервые была представлена пара многофункциональных истребителей Су-35С  - именно такие машина прикрывают наши бомбардировщики и штурмовики во время воздушных ударов по террористам в Сирии.

Как всегда, очень красочным был пролет над Москвой пилотажных групп "Русские витязи" на Су-27 и "Стрижи" на МиГ-29. Они, в том числе выстроили над центром столицы знаменитый "Кубинский бриллиант" в составе девяти самолетов.

Завершили авиационную часть праздника штурмовики Су-25, раскрасившие небо над российской столицей в цвета российского флага. А финальную точку в параде поставил сводный военный оркестр, исполнивший "Прощание славянки".

прямая речь

Командующий парадом генерал Олег Салюков:

- Для нас главной была оценка Верховного главнокомандующего - он сказал "спасибо" всему личному составу, всем командирам парадных расчетов. Министр обороны также сказал "спасибо". Мы готовились долго. Все, что сегодня здесь видели, - это мощь России. Я действительно горжусь теми ребятами, которые завоевали право пройти по Красной площади. Мы вместе работали несколько месяцев, чтобы все у нас получилось.

Перед началом парада было определенное нервное напряжение. Однако министр обороны умеет поднять настроение. Два-три ободряющих слова, - и люди настраиваются на тот лад, который нужен.

В этом параде участвовало около 10 тысяч человек, 135 единиц техники и 71 летательный аппарат. Впервые были девушки. Мы поговорили с ними перед парадом, чтобы у них был хороший настрой. Командующий парадом в одиночку никогда не сделает такое мероприятие, даже если будет очень талантливым. Это огромный труд, в первую очередь, министра, начальника Генерального штаба, всех заместителей и участников парадных расчетов. Кроме того, огромное количество людей было каждый день задействовано в обеспечении техники, порядка на улицах, движения механизированных колонн.

Это наш общий труд. Ветераны, которые сейчас с нами говорили, выразили свое удовлетворение, а ведь они - очень жесткие критики. Мы рады, что выполнили достойно поставленную задачу.

участники парада

Зенитно-ракетная система С-400

"Триумф" трудно назвать чисто пэвэошным оружием. Наряду с уничтожением самолетов и вертолетов он может также обнаруживать и сбивать крылатые и оперативно-тактические ракеты на удалении до 400 километров. Уникальный вычислительный комплекс "четырехсотки" способен без участия человека определять тип и характер целей, выделять из них наиболее опасные. А использование нескольких видов боеприпасов делает его незаменимым при создании эшелонированной обороны. Но самое главное, что "Триумф" одинаково подходит как для решения задач ПВО, так и противоракетной обороны. Все эти преимущества были приняты  во внимание, когда решался вопрос, какую систему вооружения необходимо поставить на боевое дежурство вокруг российской столицы и чем прикрывать наши самолеты в сирийском небе.

Многофункциональный авиакомплекс Су-34

Это совершенно новый самолет, готовый решать задачи как истребитель, штурмовик, разведчик и бомбардировщик. Современная техническая начинка в нем отлично сочетается с комфортом. Во время длительной - более 10 часов - работы в воздухе пилоты  могут приготовить пищу в электропечи и даже сходить в мини-туалет. Но главные сюрпризы таятся под фюзеляжем Су-34. Машина оборудована мощным комплексом бортового электронного оборудования с мультиплексным каналом информационного обмена. Многофункциональная РЛС и аппаратура радиоэлектронного противодействия повышает живучесть самолета. Су-34 можно дозаправлять в воздухе, устанавливать на внешней подвеске дополнительные топливные баки, поэтому дальность его полета фактически не ограничена. А еще - он способен использовать боеприпасы со спутниковой коррекцией, что особенно важно для уничтожения малоразмерных целей. Су-34 отлично зарекомендовал себя в Сирии, где использовался для нанесения ударов по наиболее важным объектам и инфраструктуре террористов.

Вертолет Ми-28Н

Это детище фирмы "Миля" за уникальные пилотажные и боевые качества прозвали "Ночным охотником". Ми-28Н может летать ночью на предельно малой, до 5 метров, высоте. Главная задача "Ночного охотника" - поиск и уничтожение танков, бронетехники, живой силы противника. Он также незаменим для подавления хорошо защищенных объектов, "обработки" окопов и оборонительных сооружений. Ми-28Н можно использовать для постановки минных заграждений, борьбы с катерами, малоскростными и низколетящими аппаратами  днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях. Среди других преимуществ вертолета - его способность действовать в отрыве от аэродромов и стационарных баз, совместимость горюче-смазочных материалов, боеприпасов, средств связи и управления и простота в эксплуатации.

Оперативно-тактический ракетный комплекс "Искандер-М"

Комплекс с интервалом в одну минуту может стрелять двумя боеприпасами, в том числе крылатой ракетой, и управлять ими на всем протяжении полета. По своей мощности вооружение "Искандера" эквивалентно  ядерной бомбе.  Что обычная, что крылатая ракета летят на расстояние более 300 километров и несут боевую нагрузку, не превышающую полтонны. Непредсказуемая траектория и невидимость для радаров, которую гарантирует технология "стелс", делает "Искандер" практически неуязвимым. Эксперты утверждают, что эта боевая техника незаменима для уничтожения всех существующих в мире противовоздушных и противоракетных систем, а также военных аэродромов, армейских центров управления и связи. Скрытно перемещаясь с места на место, комплекс неопознаваем для противника. К тому же мобильность позволяет внезапно наносить ракетный удар.

Стратегический ракетоносец Ту-160

Этого воздушного красавца наши летчики ласково называют "Белым лебедем". На Западе ему не случайно дали иное имя - "Черный Джек". По ударной мощи с Ту-160 не готов соперничать ни один стратегический бомбардировщик в мире. В двух его специальных отсеках могут размещаться крылатые ракеты общим весом более 22 тонн. Кроме того, "Туполев" способен нести на борту  ядерные бомбы и  мины. Насколько точно Ту-160 пускает крылатые ракеты, в свое время убедился Владимир Путин, вылетавший с экипажем на боевое применение. На параде "Белый лебедь" прошел в сопровождении воздушного танкера Ил-78. Дозаправку в воздухе Ту-160 реально осуществляет во время патрулирования отдаленных регионов мира.

Зенитный ракетно-пушечный комплекс "Панцирь-С1"

Первые серийные комплексы поставили охранять московское небо.  Система предназначена для противовоздушной обороны малоразмерных военных, административных и промышленных объектов или даже целых районов. Например, армейских баз, узлов связи, аэродромов, электростанций. "Панцирь" может одновременно обстреливать две цели - одну из пушки, другую - ракетной установкой. В боекомплект комплекса входит 1400 выстрелов к 30-мм автоматической пушке и 12 ракет. Вместе с С-400 "Панцири" образуют систему ПВО вокруг российской авиабазы Хмеймим  в Сирии.

Танк Т-90

За отличную маневренность его прозвали "летающим". Хотя танк весит почти 50 тонн, Т-90 может развивать скорость до 60 километров в час. При экипаже три человека он имеет весьма внушительное вооружение - 125-мм пушку, пулемет ПКТ, зенитный 12,7-мм пулемет и систему пуска дымовых гранат. Наряду с "младшим братом" Т-72, эта машина является основным боевым танком Сухопутных войск.